2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5 ... 11  След.

Какие лекции Вы предпочитаете читать/слушать?
Читаемые чисто "из головы" 48%  48%  [ 65 ]
Читаемые с редкими подглядываниями 50%  50%  [ 68 ]
Читаемые "по бумажке" 2%  2%  [ 3 ]
Всего голосов : 136
 
 Re: Лекции: по бумажке или без?
Сообщение21.01.2010, 07:48 
Экс-модератор
Аватара пользователя


07/10/07
3368
zbl в сообщении #282131 писал(а):
Студенты очень этого не любят.

Профессор Снэйп в сообщении #282161 писал(а):
У нас студенты третий пункт почему-то, наоборот, любят.

Вообще, студенты бывают сильно разные. В наши времена была такая стратификация - третий пункт нравился тем, кто ничего особенно не соображает. Ну а первый, разумеется, тем, кто что-то хочет узнать из посещения лекций.

 Профиль  
                  
 
 Re: Лекции: по бумажке или без?
Сообщение21.01.2010, 19:36 
Заслуженный участник


14/12/06
881
Профессор Снэйп в сообщении #282161 писал(а):
У нас студенты третий пункт почему-то, наоборот, любят. Говорят, лекции получаются понятные и хорошо структурированные, в них потом разбираться легче.

Третий пункт я понял как механическое переписывание конспекта препода в тетрадь студентов.
Раньше это имело смысл, потому что размножить лекцию было дорого, но теперь можно даже просто в электронном виде выложить подробный конспект -- если захотят распечатают и ксерокопируют сами на всех желающих.
Кстати, я так делал.
Написал подробный конспект (многосвязный текст) и в электронном виде сделал доступным студентам.
Они распечатали его и ксерокопировали потом несколько раз, но, что это массовым было, я не заметил.
На лекциях я почти то же самое, что в том тексте излагал, в иных местах подробнее, в иных вопросы задам или подробно отвечу на.
В общем, я лично по второму пункту работал...

 Профиль  
                  
 
 Re: Лекции: по бумажке или без?
Сообщение21.01.2010, 22:13 
Заслуженный участник


13/12/05
4620
На самом деле разницы нет особой. Главное, чтобы сам хорошо понимал то, что излагаешь. Тогда коэффициент передачи знаний будет больше. А без конспекта лучше понимаешь, так как не стараешься все слово в слово повторить, а думаешь о сути дела. Проф. Снэйп правильно говорит.

 Профиль  
                  
 
 Re: Лекции: по бумажке или без?
Сообщение21.01.2010, 22:27 
Экс-модератор
Аватара пользователя


07/10/07
3368
Padawan в сообщении #282470 писал(а):
На самом деле разницы нет особой.

Зато есть хорошая корреляция между уровнем лекторов читающих по бумажке и без. Не в том смысле, что одни лекции "хорошие", а другие - "плохие", а в том что одни из них ничего не соображают. Поэтому у них возникает необходимость в бумажках. Здесь я, конечно, исключаю начинающих преподавателей.

 Профиль  
                  
 
 Re: Лекции: по бумажке или без?
Сообщение22.01.2010, 00:24 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
Не понимаю, как в принципе можно читать по бумажке. Особенно математику. Это же просто немыслимо.

Иметь под рукой шпаргалку -- дело другое. Это бывает необходимо в двух случаях: если формулы очень громоздкие или если в теме очень много мелких пунктов, и надо не забыть их все упомянуть.

Конспекты я, кажется, никогда в жизни заранее не готовил. Ну разве что когда читал первый раз, но и то -- не столько конспект, сколько план. А обычно даже план не выписываю явно -- только заголовки параграфов и иногда набор подпунктов (если их много). Иногда после лекции потом приходится всё это менять. Правда, один раз честно набил конспект в ТеХе, но -- уже после прочтения, да и то терпения на весь курс не хватило, так, где-то на три четверти.

 Профиль  
                  
 
 Re: Лекции: по бумажке или без?
Сообщение22.01.2010, 08:50 
Аватара пользователя


05/01/10
513
Владивосток
У меня есть конспект всегда, в последнее время предпочитаю на ноутбуке его держать. Перерабатываю постоянно. Поэтому иногда поглядываю, дабы с мысли общей сбиться.

Не вижу ничего плохого в том, чтобы читать с листа (третий вариант), потому что преподаватель это эксперт в данной области, который перелопатил "гору" материала и выдаёт структурированную "выжимку". Разумеется с разъясняющими отступлениями.

Из своего опыта знаю, что студентам надо и писать под диктовку, и слушать разъяснения. Долгие пространные разъяснения их утомляют (минут за 5), а бесконечный диктант не даёт им думать. Здесь опять же есть нюансы, определяемые предметом. Моя подруга (математик) читает лекции из головы, изредка с бумажки переписывает примеры - у лекции структура логичная, одно цепляется за другое, да и меняется информация нечасто. Гуманитарии часто лекции читают в виде долгого пространного монолога на тему. А вот для прикладников промежуточный вариант: масса пунктов, классфиикаций, с объяснениями и т.д. Терять что-то нельзя, потому что важно.

Потому я скорее за второй вариант с выходом на первый, который понимаю как высший пилотаж при условии постоянного обновления информации.

 Профиль  
                  
 
 Re: Лекции: по бумажке или без?
Сообщение22.01.2010, 22:08 
Экс-модератор
Аватара пользователя


07/10/07
3368
rendall в сообщении #282515 писал(а):
Не вижу ничего плохого в том, чтобы читать с листа (третий вариант), потому что преподаватель это эксперт в данной области, который перелопатил "гору" материала и выдаёт структурированную "выжимку". Разумеется с разъясняющими отступлениями.

Как показывает практика, преподаватель читающий с листка, читает практически по слогам и совершенно не рубит в том, что написано. Откуда и потребность в листках. Поэтому слово "эксперт" тут совершенно не подходит. Хотя встречаются и обратные ситуации.

 Профиль  
                  
 
 Re: Лекции: по бумажке или без?
Сообщение23.01.2010, 17:48 
Аватара пользователя


29/10/09
111
Были у нас дисциплины типа методики и педагогики. Так вот, каждую неделю требовалось принести написанный конспект урока: страница делиться на 2 столбика, в одном пишешь свой текст с вопросами, пояснениями тд, а в другом -- предполагаемую реакцию аудитории, их вопросы, возможные замечания и тд. Полезно для тех, кто слабо знает математику т.к. позволяет просто еще раз повторить программу.Вообще многие мои знакомые учителя пишут конспекты первые годы работы, в ВУЗе тоже встречала стареньких преподавателей и желтыми-желтыми страничками уже обветшавших лекций, но они упорно по ним читали. Тем кто хорошо знает свой предмет, думаю, бумажка не нужна. Если в голове присутствует логика, она будет и в изложении. Но с другой стороны, когда только начинаешь преподавать и по природе своей немного застенчивый можно просто забыть что-то. Но надо стараться!

 Профиль  
                  
 
 Re: Лекции: по бумажке или без?
Сообщение23.01.2010, 19:36 


15/10/09
1344
Уважаемые Дамы и Господа!

Дело в том, что у меня не возникает вопроса по бумажке или нет. У меня на большом экране презентация лекции (слайды PowerPoint). У слушателей на руках раздача с этими слайдами (6 слайдов/лист А4). Они на них делают свои пометки - для них это конспект. Разумеется, я не зачитываю слайдов - они играют роль памятки (что сказать и о чем). Разумеется все с шутками и лирикой.

Плюс демонстрации в Excel (тоже на большом экране). Здесь конкретно объясняю ключевые моменты.

Видимо, я не там читаю лекции?

 Профиль  
                  
 
 Re: Лекции: по бумажке или без?
Сообщение23.01.2010, 19:52 
Заслуженный участник


13/12/05
4620
6*20=120 (если одна группа, а если две...) Дороговато Вам лекция обходится :) Все равно дороговато :) . Мне было бы жалко столько бумаги тратить. Но дело не в этом, конечно. Математику так не почитаешь.

 Профиль  
                  
 
 Re: Лекции: по бумажке или без?
Сообщение23.01.2010, 20:16 


15/10/09
1344
Padawan в сообщении #283016 писал(а):
6*20=120 (если одна группа, а если две...) Дороговато Вам лекция обходится :) Все равно дороговато :) . Мне было бы жалко столько бумаги тратить. Но дело не в этом, конечно. Математику так не почитаешь.
Уточню - на академический час в среднем у меня 10 слайдов. Разумеется, при необходимости, например, при неожиданных вопросах, использую доску. А значительную массу технических деталей, например, при необходимости напомнить азы теории вероятностей или матстатистики, выношу в Excel демонстрашки, которые все желающие копируют себе на флэшки или получают по e-mail.

 Профиль  
                  
 
 Re: Лекции: по бумажке или без?
Сообщение23.01.2010, 20:54 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


01/08/06
3136
Уфа
Кстати, практические задания я тоже на бумажках распечатываю и каждому студенту даю. В семестре 4 задания -> 4 листа каждому студенту x 50 студентов = 200 листов в семестр. В последнее время стало меньше, т.к. почти все студенты имеют ноутбуки, часто даже с ними приходят на занятия. Но по умолчанию я исхожу из предположения, что у студентов ничего нет. Этакая инерция :)

-- Вс янв 24, 2010 00:57:12 --

(Оффтоп)

P.S. Я пока остаюсь единственным сторонником 3-го пункта. Наверное, это свидетельствует о том, что я плохой преподаватель (в принципе, я Макаренкой себя никогда и не считал, педагогического образования не имею). Дак ведь других нет на мой спецкурс :(

 Профиль  
                  
 
 Re: Лекции: по бумажке или без?
Сообщение23.01.2010, 21:35 


15/10/09
1344
Совсем забыл про важный момент в плане экономии бумаги - разумеется, для экономии надо использовать двухстороннюю печать. Тогда на одном листе А4 помещается 12 слайдов, т.е. примерно 1 лист бумаги на один академический час.

Если же слушателей слишком много, в конце концов, можно раздачу вообще не давать в бумажном виде (а только в электронном) или частично, как сказал worm2:

worm2 в сообщении #283028 писал(а):
Кстати, практические задания я тоже на бумажках распечатываю и каждому студенту даю. В семестре 4 задания -> 4 листа каждому студенту x 50 студентов = 200 листов в семестр. В последнее время стало меньше, т.к. почти все студенты имеют ноутбуки, часто даже с ними приходят на занятия. Но по умолчанию я исхожу из предположения, что у студентов ничего нет. Этакая инерция :)

-- Вс янв 24, 2010 00:57:12 --

(Оффтоп)

P.S. Я пока остаюсь единственным сторонником 3-го пункта. Наверное, это свидетельствует о том, что я плохой преподаватель (в принципе, я Макаренкой себя никогда и не считал, педагогического образования не имею). Дак ведь других нет на мой спецкурс :(

(Оффтоп)

А у нас тут что - все Макаренки? Или Вы знаете много преподавателей (не педагогических) вузов с педагогическим образованием?

 Профиль  
                  
 
 Re: Лекции: по бумажке или без?
Сообщение24.01.2010, 11:25 
Аватара пользователя


29/10/09
111

(Оффтоп)

Антон Семенович тут вообще не причем. Он больше по воспитательной части :roll:

 Профиль  
                  
 
 Re: Лекции: по бумажке или без?
Сообщение25.01.2010, 23:18 
Заслуженный участник


27/06/08
4063
Волгоград
AD в сообщении #281830 писал(а):
Вообще, я удивлён полному отсутствию голосов за третий пункт. Товарищи, как же так? Ведь в этом случае есть объективные причины рассчитывать на лучший результат - Лектор не тратит время на вспоминание чего там говорить, исправление ошибок (неужели оно никого не раздражает?) ... :roll:
В мою бытность студентом (давно это было), я на младших курсах раздражался, когда преподаватель "сбивался с ноги", забывал доказательство, начинал искать его по ходу лекции. Но, когда проучился пару-тройку лет, понял, что эти моменты самые ценные в процессе обучения. Есть возможность поучиться самому процессу поиска доказательства у человека, который пусть и нетвердо подготовился к конкретной теме, но в целом понимает предмет гораздо лучше тебя. До сих пор считаю, что это "приобщение к поиску истины" дало мне гораздо больше, чем преподнесение готовых разжеванных результатов на блюдечке с голубой каемочкой. Но большинство моих товарищей студентов моих взглядов не разделяло. Наверное поэтому, став преподавателем, я не рискую применять столь много давшую мне методику. Впрочем, иногда удается. Читаю-то без бумажки :)
Цитата:
(сам-то я голосовал за первый пункт, но вот и ищу аргументы теперь)
А я уж хотел удивиться.

PS: Кстати, всех бывших, настоящих, будущих и вечных студентов поздравляю с Татьяниным днем! А всех Татьян - с днем российского студенчества!

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 165 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5 ... 11  След.

Модераторы: Модераторы, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group