2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


В этом разделе нельзя создавать новые темы.

Если Вы хотите задать новый вопрос, то не дописывайте его в существующую тему, а создайте новую в корневом разделе "Помогите решить/разобраться (М)".

Если Вы зададите новый вопрос в существующей теме, то в случае нарушения оформления или других правил форума Ваше сообщение и все ответы на него могут быть удалены без предупреждения.

Не ищите на этом форуме халяву, правила запрещают участникам публиковать готовые решения стандартных учебных задач. Автор вопроса обязан привести свои попытки решения и указать конкретные затруднения.

Обязательно просмотрите тему Правила данного раздела, иначе Ваша тема может быть удалена или перемещена в Карантин, а Вы так и не узнаете, почему.



Начать новую тему Ответить на тему На страницу 1, 2  След.
 
 Как проще всего найти проекцию прямой на плоскость?
Сообщение18.12.2009, 17:22 


05/06/09
149
Дано уравнение прямой в каноническом виде
$$\dfrac{x-x_0}{l}=\dfrac{y-y_0}{m}=\dfrac{z-z_0}{n}$$

И общее уравнение плоскости

$$Ax+By+Cz+D=0$$


И вообще - что значит проекция прямой на плоскость?
Проекция вектора на ось - ясно что значит
Можно найти угол между направляющим вектором прямой и нормалью к плоскости

 Профиль  
                  
 
 Re: Как проще всего найти проекцию прямой на плоскость?
Сообщение18.12.2009, 17:31 
Аватара пользователя


29/10/09
111
Проекция точки на плоскость -- это основание перпендикуляра, опущенного из этой точки на плоскость. Множество проекций точек прямой на плоскость образуют проекцию этой прямой. Взять две точки на прямой, найти точки являющиеся проекциями, и по ним написать уравнение нужной вам прямой.

 Профиль  
                  
 
 Re: Как проще всего найти проекцию прямой на плоскость?
Сообщение18.12.2009, 17:34 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
Логически проще всего -- так.

Взять две точки на прямой (это стандартно). И спроецировать каждую из них на плоскость (тоже стандартно). И провести прямую через две получившиеся точки (а уж насколько это стандартно -- так и не описать словами).

Возможны разные оптимизации. Скажем, в качестве одной из точек взять пересечение прямой и плоскости (тогда её и проецировать-то не придётся). При этом возможен исключительный случай -- когда прямая параллельна плоскости; ну тогда и вообще вторая-то точка и не нужна.

 Профиль  
                  
 
 Re: Как проще всего найти проекцию прямой на плоскость?
Сообщение18.12.2009, 18:16 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


03/06/09
1497
Можно с векторами. (Но наверняка сложней будет.) Если $M(x,y,z)$ -- точка на искомой проекции, $M_0$ -- точка пересечения плоскости с прямой (если не пересекаются, то там еще легче),$\vec a = (l,m,n),\ \vec n = (A,B,C)$, то $(\overrightarrow{M_0 M},\vec n)=0$ и $(\overrightarrow{M_0 M},\vec n,\vec a)=0$.

 Профиль  
                  
 
 Re: Как проще всего найти проекцию прямой на плоскость?
Сообщение18.12.2009, 20:49 
Заморожен
Аватара пользователя


18/12/07
8774
Новосибирск
В условии, скорее всего, пропущено одно слово --- прямоугольная (или ортогональная) проекция. А то ведь если прямая не параллеьна плоскости, так можно вообще взять проекцию вдоль этой прямой, получится точка :)

Если плоскость задана уравнением $Ax + By + Cz + D = 0$, то $(A, B, C)$ --- вектор, ортогональный к плоскости. Пусть
$$
\mathbf{n} = \left( \frac{A}{\sqrt{A^2 + B^2 + C^2}}, \frac{B}{\sqrt{A^2 + B^2 + C^2}}, \frac{C}{\sqrt{A^2 + B^2 + C^2}} \right)
$$
Пусть $\mathbf{r}_0$ --- какая-нибудь точка плоскости. Тогда для произвольного $\mathbf{r} \in \mathbb{R}^3$ ортогональная проекция $\mathbf{r}$ на нашу плоскость будет равна $(\mathbf{r} -\mathbf{r}_0) - \big((\mathbf{r} -\mathbf{r}_0\big) \cdot \mathbf{n})\mathbf{n} + \mathbf{r}_0$ (точка обозначает скалярное произведение).

Запишите уравнение прямой в параметрическом виде $\{ \mathbf{v} + t\mathbf{w} : t \in \mathbb{R} \}$. Затем подставьте в уравнение проекции и сразу найдите параметрическое уравнение проекции. Ну а затем, при необходимости, переходите от параметрического уравнения к каноническому. Если прямая не параллельна плоскости, то в качестве $\mathbf{r}_0 = \mathbf{v}$ можно взять точку пересечения прямой и плоскости, кое-что подсократится.

 Профиль  
                  
 
 Re: Как проще всего найти проекцию прямой на плоскость?
Сообщение20.12.2009, 00:18 


05/06/09
149
neverland в сообщении #272782 писал(а):
Проекция точки на плоскость -- это основание перпендикуляра, опущенного из этой точки на плоскость. Множество проекций точек прямой на плоскость образуют проекцию этой прямой. Взять две точки на прямой, найти точки являющиеся проекциями, и по ним написать уравнение нужной вам прямой.


Спасибо, ясно, осталось только понять - как находить проекцию точки на плоскость

-- Вс дек 20, 2009 01:20:21 --

ewert в сообщении #272783 писал(а):
Логически проще всего -- так.

Взять две точки на прямой (это стандартно). И спроецировать каждую из них на плоскость (тоже стандартно). И провести прямую через две получившиеся точки (а уж насколько это стандартно -- так и не описать словами).

Возможны разные оптимизации. Скажем, в качестве одной из точек взять пересечение прямой и плоскости (тогда её и проецировать-то не придётся). При этом возможен исключительный случай -- когда прямая параллельна плоскости; ну тогда и вообще вторая-то точка и не нужна.


Стандартно, но математически пока неясно как искать

-- Вс дек 20, 2009 01:22:15 --

meduza в сообщении #272803 писал(а):
Можно с векторами. (Но наверняка сложней будет.) Если $M(x,y,z)$ -- точка на искомой проекции, $M_0$ -- точка пересечения плоскости с прямой (если не пересекаются, то там еще легче),$\vec a = (l,m,n),\ \vec n = (A,B,C)$, то $(\overrightarrow{M_0 M},\vec n)=0$ и $(\overrightarrow{M_0 M},\vec n,\vec a)=0$.

Да, так посложнее...
А что значит $(\overrightarrow{M_0 M},\vec n,\vec a)$ Тройное скалярное произведение? :shock:

-- Вс дек 20, 2009 01:23:27 --

Профессор Снэйп в сообщении #272871 писал(а):
В условии, скорее всего, пропущено одно слово --- прямоугольная (или ортогональная) проекция. А то ведь если прямая не параллеьна плоскости, так можно вообще взять проекцию вдоль этой прямой, получится точка :)

Если плоскость задана уравнением $Ax + By + Cz + D = 0$, то $(A, B, C)$ --- вектор, ортогональный к плоскости. Пусть
$$
\mathbf{n} = \left( \frac{A}{\sqrt{A^2 + B^2 + C^2}}, \frac{B}{\sqrt{A^2 + B^2 + C^2}}, \frac{C}{\sqrt{A^2 + B^2 + C^2}} \right)
$$
Пусть $\mathbf{r}_0$ --- какая-нибудь точка плоскости. Тогда для произвольного $\mathbf{r} \in \mathbb{R}^3$ ортогональная проекция $\mathbf{r}$ на нашу плоскость будет равна $(\mathbf{r} -\mathbf{r}_0) - \big((\mathbf{r} -\mathbf{r}_0\big) \cdot \mathbf{n})\mathbf{n} + \mathbf{r}_0$ (точка обозначает скалярное произведение).

Запишите уравнение прямой в параметрическом виде $\{ \mathbf{v} + t\mathbf{w} : t \in \mathbb{R} \}$. Затем подставьте в уравнение проекции и сразу найдите параметрическое уравнение проекции. Ну а затем, при необходимости, переходите от параметрического уравнения к каноническому. Если прямая не параллельна плоскости, то в качестве $\mathbf{r}_0 = \mathbf{v}$ можно взять точку пересечения прямой и плоскости, кое-что подсократится.


А что значит тут $\vec r$ ?

-- Вс дек 20, 2009 01:39:49 --

Я не очень понял, как находить проекцию точки на плоскость....
Уравнение прямой

$$\dfrac{x-x_0}{l}=\dfrac{y-y_0}{m}=\dfrac{z-z_0}{n}$$

И общее уравнение плоскости

$$Ax+By+Cz+D=0  ; (\gamma)$$

Хотелось бы найти проекцию точки $M_0(x_0,y_0,z_0)$ на плоскость $\gamma$

У прямой , проходящей через точку $M_0$ и перпендикулярной плоскости $\gamma$ направляющим вектором должна служить нормаль к плоскости
$$\dfrac{x-x_0}{A}=\dfrac{y-y_0}{B}=\dfrac{z-z_0}{C}$$

Пусть точка $M_1(x_1,y_1,z_1)$ является проекцией точки $M_0$ на плоскость
Т.к. точка $M_1$ принадлежит $(\gamma)$, то уравнение плоскости можно записать
$$A(x-x_1)+B(y-y_1)+C(z-z_1)=0 $$

-- Вс дек 20, 2009 01:43:42 --

По идее $A=x_1-x_0$ $B=y_1-y_0$ $C=z_1-z_0$

отсюда можно найти координаты точки $M_1$

 Профиль  
                  
 
 Re: Как проще всего найти проекцию прямой на плоскость?
Сообщение20.12.2009, 00:54 
Аватара пользователя


29/10/09
111
oleg-spbu в сообщении #273161 писал(а):
\
Спасибо, ясно, осталось только понять - как находить проекцию точки на плоскость
\

Вектор нормали есть -- он в уравнении плоскости задан, точку на прямой выбрать тоже можем. Перпендикуляр к плоскости через точку проведем.
Цитата:
А что значит $(\overrightarrow{M_0 M},\vec n,\vec a)$ Тройное скалярное произведение? :shock:

Это значит, что прямая перпендикулярная плоскости перпендикулярна любой прямой в этой плосокости.

 Профиль  
                  
 
 Re: Как проще всего найти проекцию прямой на плоскость?
Сообщение20.12.2009, 09:57 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
oleg-spbu в сообщении #273161 писал(а):
У прямой , проходящей через точку $M_0$ и перпендикулярной плоскости $\gamma$ направляющим вектором должна служить нормаль к плоскости
$$\dfrac{x-x_0}{A}=\dfrac{y-y_0}{B}=\dfrac{z-z_0}{C}$$

Правильно. Теперь припишите к этой цепочке справа "$=t$" и выразите $x$, $y$ и $z$ через $t$ -- это и будут рекомендованные Вам параметрические уравнения прямой, перпендикулярной к плоскости. Подставьте их в уравнение плоскости, найдите значение параметра $t$, ну а за ним и $x,\ y,\ z$.

 Профиль  
                  
 
 Re: Как проще всего найти проекцию прямой на плоскость?
Сообщение20.12.2009, 10:39 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


03/06/09
1497
oleg-spbu в сообщении #273161 писал(а):
А что значит $(\overrightarrow{M_0 M},\vec n,\vec a)$ Тройное скалярное произведение?

Это смешанное произведение: $(\vec a \vec b \vec c)\equiv \vec a\cdot(\vec b \times \vec c)$. (Хотя "тройное скалярное" -- это вроде синоним).
$(\overrightarrow{M_0 M},\vec n)=0$ значит, что вектор $\overrightarrow{M_0 M}$ лежит в плоскости (по сути это и есть уравнение плоскости, поэтому вместо него можно написать ваше $Ax+By+Cz+D=0$), а $(\overrightarrow{M_0 M},\vec n,\vec a)=0$ -- что вектор нормали к плоскости, прямая и ее проекция лежат в одной плоскости. Отсюда уравнение проекции однозначно определяется.

 Профиль  
                  
 
 Re: Как проще всего найти проекцию прямой на плоскость?
Сообщение20.12.2009, 12:48 
Заблокирован


19/09/08

754
Проще всего - запишите уравнение плоскости, проходящей через заданную прямую и перпендикулярно заданной плоскости.
Две плоскости и определяют искомую прямую, тем более, что в задаче не оговорено в каком виде должна быть записана проеция :)

 Профиль  
                  
 
 Re: Как проще всего найти проекцию прямой на плоскость?
Сообщение20.12.2009, 15:20 


05/06/09
149
ewert в сообщении #273209 писал(а):
oleg-spbu в сообщении #273161 писал(а):
У прямой , проходящей через точку $M_0$ и перпендикулярной плоскости $\gamma$ направляющим вектором должна служить нормаль к плоскости
$$\dfrac{x-x_0}{A}=\dfrac{y-y_0}{B}=\dfrac{z-z_0}{C}$$

Правильно. Теперь припишите к этой цепочке справа "$=t$" и выразите $x$, $y$ и $z$ через $t$ -- это и будут рекомендованные Вам параметрические уравнения прямой, перпендикулярной к плоскости. Подставьте их в уравнение плоскости, найдите значение параметра $t$, ну а за ним и $x,\ y,\ z$.


Спасибо! Получилось так
$$
\left\{ \begin{array}{l}
x=At+x_0\\
y=Bt+y_0\\
z=Ct+z_0\\
\end{array} \right
$$

$$A(At+x_0)+B(Bt+y_0)+C(Ct+z_0)+D$$
$$(A^2+B^2+C^2)t+Ax_0+B_y_0+Cz_0+D=0$$
$$t=-\dfrac{Ax_0+By_0+Cz_0+D}{A^2+B^2+C^2}$$

Координаты проекции точки

$$
\left\{ \begin{array}{l}
x_1=-A\dfrac{Ax_0+By_0+Cz_0+D}{A^2+B^2+C^2}+x_0\\
y_1=-B\dfrac{Ax_0+By_0+Cz_0+D}{A^2+B^2+C^2}t+y_0\\
z_1=-C\dfrac{Ax_0+By_0+Cz_0+D}{A^2+B^2+C^2}t+z_0\\
\end{array} \right
$$

А как мы найдем вторую точку, чтобы проецировать?))

 Профиль  
                  
 
 Re: Как проще всего найти проекцию прямой на плоскость?
Сообщение20.12.2009, 15:35 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
Пересеките аналогичным образом исходную прямую с плоскостью -- вот и получите вторую точку.

 Профиль  
                  
 
 Re: Как проще всего найти проекцию прямой на плоскость?
Сообщение20.12.2009, 15:56 


05/06/09
149
vvvv в сообщении #273266 писал(а):
Проще всего - запишите уравнение плоскости, проходящей через заданную прямую и перпендикулярно заданной плоскости.
Две плоскости и определяют искомую прямую, тем более, что в задаче не оговорено в каком виде должна быть записана проеция :)


А как же ее записать? Да, через прямую и точку, не лежащую на ней проходит только одна плоскость. Через три точки проходит только одна плоскость. Но у нас только 2 точки...

 Профиль  
                  
 
 Re: Как проще всего найти проекцию прямой на плоскость?
Сообщение20.12.2009, 16:18 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
oleg-spbu в сообщении #273367 писал(а):
А как же ее записать?

А нормальный вектор к той плоскости -- ортогонален как направляющему вектору исходной прямой, так и нормальному вектору исходной плоскости, ну и...

Правда, точку пересечения прямой и плоскости всё равно искать придётся -- даже для получения общих уравнений той нищастной прямой.

 Профиль  
                  
 
 Re: Как проще всего найти проекцию прямой на плоскость?
Сообщение20.12.2009, 16:22 


05/06/09
149
Цитата:
Правда, точку пересечения прямой и плоскости всё равно искать придётся -- даже для получения общих уравнений той нищастной прямой.


У нас есть 2 уравнения и три неизвестных (уравнение прямой, пересекающей плоскость и плоскости, проходящую через найденную точку). Не хватает еще одного уравнения...

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 30 ]  На страницу 1, 2  След.

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group