Страница 7 из автореферата:
…
Понятие относительности взаимодействия подразумевает наличие вероятности в процессе установления взаимодействий, которые поддерживают или снижают уровень целостности социальной системы.
Индивид находится одновременно во множественных коммуникациях с разными социальными сообществами, поэтому характер его социальных коммуникаций является величиной относительной, по сравнению с разными целями и ценностями определенных социальных сообществ.
То есть, имея цели и ценности, которые не отвечают целям и ценностям системы, индивид влияет на её развитие негативно, и способствует снижению уровня целостности (эмерджентности) этой системы.
Уровень эмерджентности в социальной системе – величина не постоянная и зависит как от тесноты связей между элементами, так и от характера этих связей (солидаризм, противостояние). Превалирование противостояния в системе приводит к формированию негативной эмерджентности, что характеризуется отсутствием эффекта синергизма (2+2=5) и даже эффекта аддитивности (2+2=4). Для социальных систем позитивная эмерджентность (или высокий уровень эмерджентности) достигается при выполнении следующих условий: наличии единых целей субъектов, единых ценностей, норм и правил поведения, а так же совместного действия.
Основываясь на анализе понятия «эмерджентность», установлено, что характер взаимосвязей между элементами в социальных системах зависит не только от характеристик системы менеджмента, но и от субъективного выбора, который реализует каждый индивид как элемент системы. Этот субъективный выбор определяется комплексным влиянием всех социальных систем, элементом которых является индивид, а так же влиянием уже свойственных ему ценностей и целей. Поэтому конструктивное участие индивида в достижении целей определенной системы (государственной службы) является величиной вероятностной.
Неустойчивость субъективного выбора индивида не дает возможности формирования кадров, цели и ценности которых являются согласованными с целями государственной организации. Поэтому для определения более устойчивых параметров индивида, которые медленнее меняются во времени, был проведен анализ теорий структуры личности. Установлено, что характеристики влияния индивида на свойство целостности системы в ситуации значимого выбора определяется, в первую очередь, бессознательной составляющей его психики, что важно учесть в процессе подбора государственных служащих. Характеристикой подсознательной составляющей психики является, согласно определения С. Грофа, система конденсированного опыта (СКО), которая представляет собой сгущение воспоминаний, что состоит из конденсированного опыта разных жизненных периодов человека. Эта структура психики находится в непосредственном контакте с целями организации.
Так, цели общества как мета-системы и поставленные в организации задачи не всегда имеют четко выраженный характер. Чаще всего они ассоциируются с усилением (или ослаблением) той или иной группы общечеловеческих ценностей. Именно поэтому они, чаще всего, не воспринимаются сознанием индивида, а проходят обработку в его подсознании. Тогда на изменение целей мета-системы реагирует априори именно СКО индивида.
Таким образом, сделанные выводы о сути влияния индивида (госслужащего) на развитие организации (гос службы) требуют качественно другой системы подбора и мотивации кадров с целью обеспечения эффективности функционирования государственной службы путем увеличения уровня её эмерджентности как системы.
--
-
Страница 8 из автореферата:
…
Глава 2. Моделирование эффективности государственной деятельности.
В главе проанализировано индивидуальное целе- определение государственных служащих как фактор самостоятельного согласования личностных целей с целями организации, представлена квантовая модель госслужащего и разработана модель К-Д-Н (конструктивного- нейтрального- деструктивного влияния госслужащего на организацию) как основу механизма обеспечения эффективности государственной деятельности.
Индивидуальное целе- определение госслужащих реализуется путем само-рефлексии и мотивации их деятельности. Обеспечение целостности государственной организации путем анализа индивидуального целе- определения чиновников имеет объективный так и субъективный аспекты. Объективный аспект состоит в устройстве (укладе) организации, которая должна обеспечивать возможность чиновников служить обществу.
Итак, это устройство (уклад) должно обеспечивать, как минимум, удовлетворение физиологических потребностей кадров. При выполнении этого необходимого условия, включается достаточное условие, которое состоит в личной, субъективной мотивации чиновника.
В главе констатируется, что обеспечение целостности государственной организации как системы в процессе её функционирования возможно: 1) за счет сканирования системы мотивации государственных чиновников и приведения организации в соответствие этим условиям; 2) за счет сам- рефлексии чиновников, то есть регулярной проверки соответствия своих личных целей, целей государственной службы и целей общества.
Технологии сам- рефлексии, или мнимой диссоциации от собственной деятельности, могут быть сформированы на основе методов квантовой психологии, нейро- лингвистического программирования. Эти методы должны составить основу психологической подготовки чиновников. Квантовая психология дает возможность «перевести» то или иное событие на язык, где отсутствует субъективность мышления и детерминированность оценки. НЛП целесообразно применять в части мета- модельного уточнения информации и техник диссоциации, которые способствуют воображаемому «выходу из ситуации» и её более объективной оценке.
Основная часть главы посвящена квантовой модели государственного служащего.
Применение квантовой психологии к деятельности государственного служащего позволяет выявить его лояльность организации на основе распределения коэффициентов его волновой функции между доступными ему социальными общностями и системами.
Анализ изменения этой лояльности в динамике позволяет корректировать уровень ответственности целей служащего и гос службы.
… волновая функция индивида может быть подвергнута редукции. Полный набор потенциальных возможностей системы представленный в исходной волновой функции суперпозицией её частичных состояний.
ПСИ(х) = с1*ПСИ1(х)+с2*ПСИ2(х)+ … + с_i*ПСИ_ i(х) (2)
Если теперь над системой выполняется акт измерения, что по необходимости имеет физический характер, то одного кванта переданной ей энергии может оказаться достаточно для скачкообразного изменения её актуально-множественного аспекта. Это изменение актуально-множественного аспекта состояния системы обозначает и одновременное изменение свойственного ей набора потенциальных возможностей в силу неразрывной связи и соотносительности двух этих аспектов в структуре системы.
-
Страница 9 из автореферата:
…
Аналогично, государственный служащий при вступлении в должность, а этот факт выполняет роль «скачка», делает выбор между наличными потенциальными состояниями – в математическом смысле происходит размещение коэффициентов Ci. После реализации выбора формируется новая функция, которая описывает характеристики постановки целей и принятия решений этим субъектом. Каждое принятие решения, поставленная и реализованная цель усиливают вес того или иного потенциально возможного состояния, что определяется рангом социальной системы, элементом которой является этот индивид.
Рис. 2. Трансформация волновой функции государственного служащего:
Состояние до вступления в должность: ПСИ(х) Состояние после вступления в должность: ПСИ_n(х) Состояние в процессе выполнения своих функций: ПСИ_n+1(х)
Стрелки вниз от каждого к соответственно:
Устойчивое состояние № 1.
Неустойчивое состояние.
Устойчивое состояние № 2.
Важное значение имеет ранжирование значений социальных общностей индивида не столько до, сколько после вступления в должность и в процессе выполнения своих функций.
При этом, чем дольше сохраняется устойчивое состояние рангов № 1, тем больше вероятность, что устойчивое состояние № 2 будет характеризоваться другими значениями при ранжировании.
В процессе сканирования коммуникационного поля (или волновой функции души) государственного служащего важно определить его цели и ценности. Причем, в рамках одной и той же системы ценностей индивида могут быть использованы разные методы и технологии достижения целей. Этот факт и приводит к перераспределению коэффициентов волновой функции государственного служащего при, казалось бы, одной и той же системе ценностей.
Сканирование системы ценностей госслужащего предложено реализовать на основе системы Р. Рокича, которая предполагает наличие устойчивых, терминальных и динамических инструментальных ценностей. Важным моментом является соответствие (или непротиворечивость) терминальных и инструментальных ценностей госслужащего.
Конкретнее: инструментальные ценности должны максимально соответствовать терминальным, причем, после вступления в должность, то есть быть устойчивыми во времени и к смене статуса. Кроме того, для обеспечения эмерджентности государственной службы необходимо, чтобы в системе ценностей чиновника абсолютно или ситуативно (контраст с предыдущим циклом профессиональной активности) альтруизм доминировал над эгоизмом, а общественные ценности над личными.
Вышеизложенные теоретические и практические положения позволили сформировать модель влияния госслужащего на гос службу как организацию (рис. 3). Модель К-Д-Н, предложенная для обеспечения целостности государственных организаций как систем, состоит в анализе абсолютного и относительного конструктивного, деструктивного, нейтрального потенциалов личности. Модель представлена в статическом и динамическом аспектах. Согласно этой модели на результат эффективного функционирования организации влияют внутренние процессы, которые по характеристике их влияния на результат можно определить как конструктивные, деструктивные и нейтральные.
-
Страницы 12, 13 из автореферата:
…
После вступления в должность, в соответствии с принципами квантовой психологии, целесообразно проводить мониторинг силы выразительности потенциала личности, что оценивается на основе соответствия целей организации и индивидуальных целей и ценностей личности (рис. 4). Этот показатель дает возможность рассчитать характеристики влияния чиновника на уровень эмерджентности гос службы и принять необходимые меры для его оптимизации.
Рис. 4. Цели государственного служащего как элемента разных социальных систем:
Профессиональное сообщество;
Неформальные группы (хобби);
Друзья;
Семья;
Государство;
Общество.
Регулярный мониторинг динамики потребностей государственных служащих в процессе трудовой деятельности позволит:
Во-первых, осуществить ротацию персонала в случаях, когда индивид в долгосрочной перспективе не может или не хочет выполнять свои основные функции; это обеспечивает изменение тесноты связей между элементами системы и снижает уровень деструктивного влияния элемента на систему, а, следовательно, предупреждает снижение эмерджентности системы;
Во-вторых, при констатации системного факта изменения потребностей государственных служащих, что снижает эмерджентность организации, целесообразно внести изменения в систему мотивации труда, в которой, возможно, была накоплена системная ошибка, которая требует устранения;
И, в-третьих, начать попытку изменения отношения государственного служащего к труду (работе), если в системе его ценностных установок наблюдается обесценивание альтруистических, социально-направленных целей, что может быть обусловлено длительным отсутствием ожидаемого результата профессиональной деятельности.
|