Любое изменение условий среды обитания вызывает дополнительную гибель наименее приспособленных особей и целых популяций. Чем больше сдвиг условий, тем больше погибнет неприспособленных
вашеописанное соответствует ЭКЗОГЕННОМУ кризису - то есть случайным,
независящим от системы, изменениям в среде.
Кризисы такого типа могут стать гибельными для системы или вызывать адаптивные перестройки,
восстанавливающие ее жизнеспособность. Но попытки объяснить через механизм экзогенного кризиса
качественные скачки в развитии жизни (у биологов такой подходж называеца катастрофизмом) остаюца сомнительными. Во всяком случае, даже при оптимальном стечении обстоятельств адекватные перестройки в ответ на катастрофу, вызванную извне,
не приводили к качественному усложнению систем.Таким образом, почтеннейший, теперь совершенно ясно, что текст Назаретяна остался вами непонят - ведь там говорилось о роли
эндо-экзогенных кризисов.
Кстати, ваше "успевают приспособиться" ничем не отличается от моего "сумеют ...", которое я как бы признал некорректным.
Тезис о смещении градиента цивилизации в сторону ума не то, чтобы сомнителен, а просто ошибочен "до наоборот
даже так? оччень мнтересно! и на каком основании столь печальные оценки?
Пока компьютеризация смещает этот градиент в сторону от ума. Машины начинают думать за человека. Люди перестают читать книги и интересоваться наукой
простите, вы кого имеете ввиду, когда говорите "люди"? - массы вчерашних батраков и крестьян? или все-таки то-о-оненькую "классовую прослойку" - т.н. интеллигенцию?
Если вы работали в области, сопряженной с психологией, то вам должны быть известны такие понятия как когнитивная сложность, размерность семантическог пространства.
И как эти показатели меняются в ретроспекции до наших дней.
То, что вас так пугает, - что молодые разучаются считать и читать линейный текст, - на самом деле плата за приобретение ими новых навыков: они осваивают еще более опосредованные и продуктивные механизмы переработки информации (гипертекстовые, кпкашные, аудиокнижные и тд). Конечно, потеряв связь с электронным "протезом", они чувствуют себя такими же беспомощными, как мы сами, оказавшись в джунглях без компаса, рации и ружья. Соответственно, владение навыками самостоятельного чтения или счета статновица для них такой же экзотикой, как для современного горожанина - охота с луком и стрелами или кладка домашней печи.
В это непросто врубица, но вы постарайтесь.
Меня тоже смущает клерикализация
постсовецкого общества. - но это, увы, неизбежное последствие кризиса.
А вот запад все более освобождается от этой болячки: вера там с приствкой "лайт", а попы все более адаптируются под потребности общества.
... я много работал в социальной инженерии, спортивным тренером и знаю как "делать" и мастеров спорта и тех самых универсалов: воинов, спортсменов, рабочих, инженеров и ученых в одном лице
и людей искусства? - вы забыли эту составляющую творчества...
судя по вашему чувству юмора и мышлению штампами... ой, виноват, пословицами,... даже не знаешь, что опасней: ошибка генетиков или ваш ратный труд?...
А скажите положа руку на сердце: как по-вашему, если на одну чашу весов положить парализованного Стивена Хокинга, а на другую... - а сколько бы ваших воспитанников вы положили на другую? - десять? сотню? тысячу? - чтобы уравновесить вклад знаменитого астрофизика?
(Хокинг - не урожденный калека, и можно предположить, что своим успехам в науке он в немалой степени "обязан" своей болезни: не сковал бы рассеянный склероз мужика - глядишь, халтурил бы на прокорм жены-дочек-внучек и любовниц...)
ПыСы про отрезание ног как воспитатеное мероприятие Пелевин шутил. Да и я тоже.