2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


В этом разделе нельзя создавать новые темы.



Начать новую тему Ответить на тему На страницу 1, 2  След.
 
 найти собственные значения и собственные векторы матриц
Сообщение30.09.2008, 15:49 


28/09/08
17
Помогите пожалуйста научиться находить собственные значения и собственные векторы матриц, на этих двух примерах( одна 2ого порядка, другая 3 ого)

5 2
4 3

2 1 -1
1 2 -1
0 0 1


заранее спасибо

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение30.09.2008, 15:53 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


23/08/07
5500
Нов-ск
А что такое "собственный вектор" и "собственное значение" для матрицы?

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение30.09.2008, 17:07 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
нет, не "что такое", а "каков алгоритм", а он в учебных задачах всегда стандартен: $\det(A-\lambda I)=0$. Непонятно, что конкретно непонятно.

(привычка некоторых товарищей обзывать единичную матрицу буквой $E$ лично у меня вызавает искреннее (почти) возмущение)

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение30.09.2008, 17:23 


28/09/08
17
не могу просто понять..хотелось бы на одном примере разобраться

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение30.09.2008, 17:26 


11/07/06
201
Вот и разберитесь. Возьмите свою первую матрицу, отнимите $\lambda I$,
вычислите определитель, приравняйте к нулю и найдите $\lambda$. Все по определению.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение30.09.2008, 18:06 
Экс-модератор
Аватара пользователя


11/07/08
1169
Frankfurt
tensib писал(а):
не могу просто понять..хотелось бы на одном примере разобраться


Если взять произвольный вектор $\mathbf{x}_0$ и умножить (квадратную) матрицу на этот вектор $\mathbf{x}_1 = \mathbf{A} \mathbf{x}_0$, то в общем случае мы получим какой-то новый вектор. Этот вектор обычно отличается от старого двумя вещами: длинной и направлением. Так вот есть особенные векторы для которых направление не меняется.

Возьмите Вашу маленькую матрицу и посмотрите что она делает с векторами $(3 \; -2)^T$, $(0 \; 1)^T$, $(1 \; 1)^T$.

Потом подумайте как в общем виде записать условие на неизменность направления.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение30.09.2008, 20:06 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
да не надо любопытствовать, что она делает. Вопрос -- сугубо формальный. Надо попросту и честно раскрыть тот определитель (например, разложением по строке) и приравнять его к нулю Ну и найти корни (т.е. значения лямбдов) получившегося уравнения.

Думать тут не над чем, схема -- абсолютно жёсткая.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение30.09.2008, 20:51 
Экс-модератор
Аватара пользователя


11/07/08
1169
Frankfurt
ewert писал(а):
да не надо любопытствовать, что она делает


я видимо неверно отреагировал на слово "понять" :)

Добавлено спустя 13 минут 25 секунд:

tensib

http://ocw.mit.edu/ans7870/18/18.06/javademo/Eigen/

В апплете введите Вашу 2x2 матрицу, и нажав левую кнопку мыши поводите ей в области где написано "Click and drag here!".

Чёрный вектор это Ваш вектор $x$, красный $Ax$, когда стрелки становятся синими - это значит Вы нашли собственный вектор.

Формулу которую Вам указали - есть прямой и точный способ найти эти собственные значения и вектора.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение30.09.2008, 21:12 


29/09/06
4552
bubu gaga в сообщении #147626 писал(а):
я видимо неверно отреагировал на слово "понять"
На мой взгляд, Вы отреагировали на это слово верно и нелениво. :)

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение30.09.2008, 21:25 


27/09/08
18
Например, у нас есть матрица A 2-го порядка
Собственные значения находим через уравнение:
$\lambda^{2} - Tr A + det A = 0$
Tr - трек матрицы $Tr A = a_{11}+a_{22} $
det - определитель, думаю тут понятно!
Дальше, решив уравнение и получив значения $\lambda_{1,2}$ Это и есть собственные значения.
Теперь, чтобы найти векторы, запомните $Au = \lambda u$
Т.е.
$\left(\begin{array}{ccc}
a_{11} & a_{12}\\
a_{21}& a_{22}\\
\end{array}\right)$
$
\left(\begin{array}{ccc}
u_{1}\\
u_{2}\\
\end{array}\right)
$
$=\lambda
\left(\begin{array}{ccc}
u_{1}\\
u_{2}\\
\end{array}\right)
$
Получаем уравнения:
$
\left\{ \begin{array}{l}
a_{11}u_{1}+a_{12}u_{2} = \lambda u_{1},\\
a_{21}u_{1}+a_{22}u_{2} = \lambda u_{2},
\end{array} \right. 
$
Строим график и смотрим на полученные вектора

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение01.10.2008, 03:56 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
(не трек, а трейс (англ.), или шпур (нем.), или след (рус.), все употребительны)

Ну раз уж такое дело, то вот полная теория, она совсем коротенькая.

Число $\lambda$ и вектор-столбец $\vec u$ наз. собственными, если
$\begin{cases}A\vec u=\lambda u;\\ \vec u\neq0.\end{cases}$
Первая строчка переписывается как $(A-\lambda I)\vec u=\vec 0$. Это -- однородная линейная система для компонент столбца $\vec u$:
$\begin{cases}(a_{11}-\lambda)u_1+a_{12}u_2=0;\\ a_{21}u_1+(a_{22}-\lambda)u_2=0\end{cases}$
(в двумерном случае; в многомерном ровно так же). Нам нужно, чтобы эта система имела нетривиальное (ненулевое) решение. А поскольку тривиальное решение у неё есть всегда, требуется, чтобы к-во решений было бесконечным. Это означает, что детерминант матрицы должен быть нулевым, что и даёт уравнение на собственные числа.

После того, как лямбды уже найдены, надо каждую из них по очереди подставить в систему и честно эту систему решить, вот и получатся соответствующие собственные векторы.

Они, конечно, будут неединственными -- как минимум каждый собственный вектор определён с точностью до произвольного постоянного множителя (а вообще говоря с.в. для каждого с.ч. образуют линейное подпространство). Поэтому даже в двумерном случае систему разумнее решать методом Гаусса -- в нём получение общего решения выглядит вполне прозрачно.

Вот и всё.

 Профиль  
                  
 
 Комплексные числа
Сообщение01.10.2008, 08:32 


28/09/08
14
Volodarka
А что делать, если эти лямбды комплексные числа?

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение01.10.2008, 09:30 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


21/12/05
5932
Новосибирск
ewert в сообщении #147574 писал(а):
привычка некоторых товарищей обзывать единичную матрицу буквой $E$ лично у меня вызавает искреннее (почти) возмущение

Буква $E$ скорее всего от немецкого Ein - один, раньше больше литературы на немецком было в ходу, а если захотеть то можно прочитать как Единица.
Теперь больше на аглицком - вот и пошла буква $I$ от Identity, надо полагать, на римскую цифру I похожа, тоже ничего.
А вот мы пишем $A=(a_{ps})$ и в то же время никто не пишет $E=(e_{ij})$ или $I=(i_{ij})$ - все пишут $(\delta_{ij})$ и никто не возмущается.

Prokop в сообщении #147691 писал(а):
А что делать, если эти лямбды комплексные числа?

Ровно то же самое, только вдвое меньше при вещественной матрице - собственные числа сопряжены и собственные векторы тоже.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение01.10.2008, 13:33 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
bot в сообщении #147704 писал(а):
Буква $E$ скорее всего от немецкого Ein - один, раньше больше литературы на немецком было в ходу, а если захотеть то можно прочитать как Единица.

А ещё можно по-аглицки как Eye, а вот почему можно -- никак не врублюсь.

Добавлено спустя 7 минут 45 секунд:

bot в сообщении #147704 писал(а):
Ровно то же самое, только вдвое меньше при вещественной матрице - собственные числа сопряжены и собственные векторы тоже.

Нехорошо так говорить, нехорошо. Взаимно сопряжённые собственные числа -- это разные собственные числа.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение01.10.2008, 20:13 


27/09/08
18
ewert писал(а):
(не трек, а трейс (англ.), или шпур (нем.), или след (рус.), все употребительны)


ABBYY Lingvo 12
Цитата:
track - след, отпечаток.
trace - след, отпечаток.
:D

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 26 ]  На страницу 1, 2  След.

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group