2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


В этом разделе нельзя создавать новые темы.

Если Вы хотите задать новый вопрос, то не дописывайте его в существующую тему, а создайте новую в корневом разделе "Помогите решить/разобраться (М)".

Если Вы зададите новый вопрос в существующей теме, то в случае нарушения оформления или других правил форума Ваше сообщение и все ответы на него могут быть удалены без предупреждения.

Не ищите на этом форуме халяву, правила запрещают участникам публиковать готовые решения стандартных учебных задач. Автор вопроса обязан привести свои попытки решения и указать конкретные затруднения.

Обязательно просмотрите тему Правила данного раздела, иначе Ваша тема может быть удалена или перемещена в Карантин, а Вы так и не узнаете, почему.



Начать новую тему Ответить на тему На страницу 1, 2  След.
 
 Система уравнений
Сообщение28.09.2008, 11:47 
Аватара пользователя


23/06/08
57
Новоорск
Докажите, что система уравнений не имеет решений
$ 
\left\{ \begin{array}{l}
2x^3+7x^2+16x+15=0 \\
4+(2x+7)^{y-3}*(y-1+\frac 3 x)=y+5^{x-2y}*\sqrt{2x^2(2x+6)+(2x+3)^2+9x}
\end{array} \right. 
$
Я установил, что первая функция монотона и возрастает на всем промежутке.
А что дальше делать не знаю...Как можно преоборазовать вторую функцию?

 Профиль  
                  
 
 Система
Сообщение28.09.2008, 12:10 


28/09/08
14
Volodarka
Для первого уравнения находим корни. Один корень вещественный. Подставив его во второе уравнение, убеждаемся в том, что вещественных решений нет.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение28.09.2008, 12:33 
Аватара пользователя


23/06/08
57
Новоорск
Понятно) А первое уравнение по формуле Кордана решать что ли? Но это в школе же не проходят.....

 Профиль  
                  
 
 Корень уравнения
Сообщение28.09.2008, 12:40 


28/09/08
14
Volodarka
Не надо формулы Кордана. Уравнение имеет рациональный корень -3/2.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение28.09.2008, 12:42 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


01/03/06
13626
Москва
Единственный вещественный корень первого уравнения расположен на интервале (-2 ; -1). Осталось проверить. входит ли этот интервал в область определения второго уравнения системы.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение28.09.2008, 12:55 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
Brukvalub писал(а):
Единственный вещественный корень первого уравнения расположен на интервале (-2 ; -1). Осталось проверить. входит ли этот интервал в область определения второго уравнения системы.

"Пересекается ли". Увы, пересекается.

Так что единственный, видимо, вариант решения -- тот, что дал Prokop. Как вульгарено этот вариант ни выгллядит.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение28.09.2008, 12:58 
Аватара пользователя


23/06/08
57
Новоорск
извините, но как вы получили корень -3\2????

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение28.09.2008, 13:10 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
Методом научного тыка. Рациональное число может быть корнем только тогда, когда свободный член делится на числитель, а старший коэффициент -- на знаменатель. Эту-то процедуру в школе вроде как раз проходят (хотя и не в любой).

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение28.09.2008, 13:13 
Аватара пользователя


23/06/08
57
Новоорск
А вот мы как раз это не прохидили. А как этот способ называется?

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение28.09.2008, 13:16 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
Да, я немножко погорячился с "единственностью". Идею Brukvalub'а всё-таки можно реализовать, только в другой постановке. Дело в том, что под корнем фактически стоит $2x^2-11x-21$. И если бы вдруг оказалось, что на промежутке между корнями этого квадратного трёхчлена тот (кубический) многочлен меняет знак, то -- всё, решений не было бы.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение28.09.2008, 14:07 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


11/04/08
2737
Физтех
Подобная задача мне попалась на ЕГЭ в 2007-м. Я решал так:
1) Заметим, что производная функции \[
y = 2x^3  + 7x^2  + 16x + 15
\] всегда больше нуля, следовательно, эта функция всегда возрастает, и это уравнение имеет единственный корень.
2) Преобразуем подкоренное уравнение во втором уравнении системы:

\[
\begin{gathered}
  2x^3  + 7x^2  + 16x + 15 = 0 \hfill \\
  2x^2 \left( {2x + 6} \right) + \left( {2x + 3} \right)^2  + 9x = 4x^3  + 12x^2  + 4x^2  + 12x + 9 =  \hfill \\
   = 4x^3  + 12x^2  + 4x^2  + 12x + 9 + 9x - 2\left( {2x^3  + 7x^2  + 16x + 15} \right) =  \hfill \\
   = 12x^2  + 4x^2  + 12x + 9 + 9x - 14x^2  - 32x - 30 =  \hfill \\
   = 2x^2  - 11x - 21 = 2\left( {x + \frac{3}
{2}} \right)\left( {x - 7} \right) \hfill \\ 
\end{gathered} 
\].

Подставляя значение -1,5 в первое уравнение - убеждаемся это этот корень подходит, а т.к. у нас дана система уравнений, то во втором уравнении системы тот длинный корень обнуляется. Дальше - дело техники.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение28.09.2008, 14:53 
Заслуженный участник


27/06/08
4058
Волгоград
Айват писал(а):
Понятно) А первое уравнение по формуле Кордана решать что ли? Но это в школе же не проходят.....

Айрат! За что Вы так великого итальянского ученого Джероламо Кардано? Что он Вам плохого сделал?

Что же до системы, то это стандартное задание С5 из ЕГЭ.
Находим ОДЗ второго уравнения. Из него выползает корень первого - -3/2. И т.д.

Или находим сначала рациональный корень первого уравнения, рассматривая числа вида a/b, где a - целый делитель 15, а b - натуральный делитель 2. Убеждаемся, что он - единственный. И т.д.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение28.09.2008, 18:13 
Аватара пользователя


23/06/08
57
Новоорск
Меня Айват звать....а его фамилию написал с ошибкой за незнанием как она правильно пишется :)
Спасибо за то, что объяснили! Теперь все ясно!

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение28.09.2008, 22:09 
Заслуженный участник


27/06/08
4058
Волгоград
Айват писал(а):
Меня Айват звать....

Будем считать, что это маленькая (подсознательная) месть за Кардано :)

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение30.09.2008, 20:35 
Аватара пользователя


23/06/08
57
Новоорск
Собрал полностью решение....хотелось бы выслушать недочеты...как можно было бы проще решить(только учитывая, что это 11 класс)
1. Рассмотрел подкоренное выражение из второго уравнения.
$2x^2(2x+6)+(2x+3)^2+9x=4x^3+16x^2+21x+9$
Далее по теореме Безу установил, что многочлен делится на $x+1$ Поделил по схеме Горнера и получил $(x+1)(4x^2+12x+9)=(x+1)(2x+3)^2$
Это выражение должно быть больше или равно нулю. Соответсвенно ОДЗ тогда $x=-1,5$ и $x>1$
2. Исследуем первое уравнение. $f'(x)\neq 0$ и $f'(x)>0$ Из всего этого следует, что уравнение имеет только один корень.
Подствляем $x=-1,5$ в первое уравнение и у нас получается верное числовое равенство, т.е. он и является корнем первого уравнения. (Совершено не понятно с чего бы это вдруг я должен был поствлять это значение в первое уравнение, но он является корнем)
3. Найденное значение подствляем во второе уравнение
$4+4^{y-3}(y-1-2)=y$
$4^{y-3}(y-3)=y-4$
$4^{y-3}=\frac{y-4}{y-3}=1-\frac 1{y-3}$
Далее рассомрим случаи:
$y>3$
$ 
\left\{ \begin{array}{l}
1-\frac 1{y-3}<1 \\
4^{y-3}>1
\end{array} \right. 
$
$y<3$
$ 
\left\{ \begin{array}{l}
1-\frac 1{y-3}>1 \\
4^{y-3}<1
\end{array} \right. 
$
Чего быть не может. Из всего этого следует, что исходная система не имеет нерешений.
P.S. Хотелось бы узнать, как еще можно решить(используя производную к подкоренному выражению, не получалось у меня, может я неправильно что-то использовал). Я понял, что первое уравнение имеет вещественное( не знаю как назвать) решение только вида a\b, где a - целый делитель 15, а b - натуральный делитель 2. Но здесь некоторые товарищи решали, просто подствляя найденное из ОДЗ значения х, и убеждались в правильности найденного корня. То есть меня больше всего волнует, именно нахождения этого корня $x=-1.5$... кроме способа описанного выше, можно еще как-нибудь найти корень первого уравнения?

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 19 ]  На страницу 1, 2  След.

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group