Проанализируем практический подход.
Зачем нам нужен север вверху? На самом деле без разницы, чтобы легче было запомнить направление, дело всемирной привычки. Мы ознакамливаемся с точками А и Б и хотя бы примерной траекторией между этими точками на карте (север на ней сверху). Эта информация запоминается.
Эта достаточно ёмкая сжатая информация в последствии помогает быстро сориентироваться, когда курс сбился.
Когда передвигаешься на автомобиле или пешком, нужна информация более низкого порядка: куда поворачивать на перекрёстке, в какую полосу перестроиться, перейти пешеходный переход или пойти дальше по этой же стороне улице и т.д. На протяжении всего маршрута эта информация требуется регулярно. Мы не можем оценить это в числах, но наш мозг сильно напрягается при решении вопросов навигации. Напряжение больше возникает в локациях, где нужно принимать решение чуть раньше, чем заранее: в сложном траффике с большим количеством автомобилей, с большим количеством развязок. Как правило, такие локации наказывают за нерасторопность в навигации. Плюсом ещё возможные штрафы ГИБДД за неправильные действия. Возникает чувство некомфортности. Все, кого я знаю, не любят ездить по Москве.
Мозг при наличии некомфортной обстановки начинает искать успокаивающие решения. Если ты осознал, что оказался в некоторой промежуточной опорной точке, мозг как бы вздыхает "тьфу, слава богу!". Карта с севером вверху решает проблему понимания, ты по опорному маршруту едешь или куда-то не туда свернул.
Я бы разработчикам навигаторов посоветовал реализовать функционал
опорных точек, опорных маршрутов и опорных направлений. Сейчас как планируется поездка? Поставил точку А и точку Б, построил возможные маршруты, выбрал, какой нравится и больше ничего. И поехал в режиме "верх там, куда я еду". А людям почему-то нужна стрелка на север. Стрелка "Юг-Север" - это примитивнейшее
опорное направление.
Что я предлагаю? Помимо точек А и Б пользователь отмечает различные опорные объекты. Опорные объекты могут быть двух видов: притягивающие или отталкивающие. К притягивающим опорным объектам мы должны ехать, а от отталкивающих - по крайней мере проезжать стороной. Точка А - отталкивающая (красная), точка Б - притягивающая (зелёная). На карте можно отметить множество разных точек, а также маршрутов и пространств (протяжённых объектов). Таким образом на карте отмечаются все известные объекты. Это будет успокаивать. Интересно, сможет ли это помочь избавиться от юго-северной методики ориентации?
-- 20.12.2024, 07:14 --Добавлю.
Команда разработчиков Яндекс наверное год назад выкатила новую версию навигатора, где они, как утверждают, провели огромную работу, чтобы отобразить все опорные объекты в виде "от первого лица". Каждое дерево, каждое здание на экране должно выглядеть также, как это ты видишь в лобовое и боковые окна. Но всё в навигаторе не нарисуешь, поэтому есть список типовых опорных объектов. Помню, перечислили здания, деревья, дорожные знаки, дорожная разметка.
Это всё для апологетов движения по карте "от первого лица". Все опорные объекты в этом случае могут быть неизвестны водителю, но они успокаивают, когда они совпадают на карте и вживую. Идея у Яндекса была такая.
Я же предлагаю опорные объекты более высокого уровня. Их можно отметить на карте при
планировании маршрута. Отметил на карте территорию завода, участок МКАД и еще с десяток объектов. По мере движения ближайшие объекты отображаются (выделяются цветом) либо непосредственно на карте, либо на границе карты в сжатом виде. Граница карты - это рамка вокруг карты толщиной в десяток пикселей. На эту границу должны проецироваться ближайшие опорные объекты: точка проецируется как точка, маршрут (дорога, река) проецируется как тонкая линия, пространства (площади, территории заводов, леса, озёра) - как толстая линия.
Как-то так.