2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


Посмотреть правила форума



Начать новую тему Ответить на тему На страницу 1, 2, 3  След.
 
 Почему вспомогательная функция в доказательстве именно такая
Сообщение26.10.2024, 10:10 


26/10/24
11
Здравствуйте, впервые у вас. Пытаюсь изучать математику самостоятельно, в свободное от работы время, используя открытые ресурсы (в основном на английском языке, поскольку материала просто больше). Это пояснение было нужно.

Я правда хочу понять из каких соображений были выведены эти функции. Я имею ввиду, какие рассуждения могли к ним привести. Потому что во всех доказательствах, где бы я их не находил, везде эти функции почему-то даются как что-то самоочевидное и не требующее объяснений.

При этом сами по себе доказательства не сказать что очень сложны, время конечно потребовалось, но главная проблема из за которой я не удовлетворен этими доказательствами это полное отсутствие каких либо "оправданий" этим функциям.

Вот пара примеров:

На сайте OpenStax есть книга Calculus Volume 2. Доказательство теоремы Тейлора с остаточным членом в форме Лагранжа можно найти здесь: Chapter 6.3, Theorem 6.7. Вспомогательная функция использующаяся в доказательстве имеет следующий вид:

$$
\
g(t) = f(x) - f(t) - f'(t)(x - t) - \frac{f''(t)}{2!}(x - t)^2 - \cdots - \frac{f^{(n)}(t)}{n!}(x - t)^n - R_n(x)\frac{(x - t)^{n+1}}{(x - a)^{n+1}}.
\
$$

Я вроде как понимаю, что $\frac{(x - t)^{n+1}}{(x - a)^{n+1}}$ масштабирует остаточный член $R_n(x)$ когда мы изменяем $t$ и это помогает нам в дальнейшем использовать теорему Ролля:

Изображение

Но. Мы фиксируем $x$ здесь, верно? Но почему мы не фиксируем $t$? Я имею ввиду, мы ведь обычно строим ряд Тейлора вокруг одной конкретной точки $a$ (в данном случае $t$). Почему здесь мы фиксируем $x$ и все время изменяем $t$ которая по идее должна быть "центром"?

Я так же попытался это изобразить:

Изображение

и я не понимаю, почему остаток должен исчезнуть при $t = x$, ведь расхождение там наоборот должно быть значительным.

Из каких соображений автор решил что вспомогательная функция $g(t)$ должна быть вот именно такой? Без каких либо объяснений это выглядит примерно следующим образом: "математик сидел, думал, разводил руками и внезапно понял что хочет чтобы функция была именно такой и вуаля, это сработало". Я прошу прощения.

Во втором примере то же самое:

В книге Principles of Mathematical Analysis (автор Walter Rudin) дается следующая функция (обвел красным):

Изображение

В общем, как я уже сказал выше, я никак не могу понять "из какой шляпы" авторы из этих двух примеров достали эти вспомогательные функции. И без этого, все эти доказательства выглядят "искусственно".

Чтобы вы понимали мое отчаяние, лучшее объяснение которое я мог найти (на обоих языках) за долгое время поисков было приблизительно таким: "ну мы просто очень внимательно выбрали эту функцию, кто нам мешает это сделать? никто".

P.S.: надеюсь этот вопрос не нарушает правил dxdy.ru, так как он задан на половину на английском языке.

 Профиль  
                  
 
 Re: Почему вспомогательная функция в доказательстве именно такая
Сообщение26.10.2024, 11:44 
Заслуженный участник


16/02/13
4214
Владивосток
Не думаю, что в этом процессе есть некое сакральное значение. Имхо, математики просто «ищут под фонарём». Функция в доказательстве именно такая, потому что, перепробовав пару десятков (или не пару; или не десятков), автор таки смог доказать красивую теорему. И ничего такого «особо искусственного» в этом способе нет, способ как способ.
Вон, Эрлих разработал сальварсан, препарат от сифилиса, он же «препарат 606» — то бишь, перепробовав безуспешно 605 препаратов, добился таки успеха в 606-й раз. И выглядит сие вполне естественно.

 Профиль  
                  
 
 Re: Почему вспомогательная функция в доказательстве именно такая
Сообщение26.10.2024, 12:52 


26/10/24
11
iifat в сообщении #1659614 писал(а):
Имхо, математики просто «ищут под фонарём».
И ничего такого «особо искусственного» в этом способе нет, способ как способ.


То есть, мне остается только, как бы это "смириться" с тем что оно вот такое? :-(

Просто понимаете, я привык к тому что в математике все вещи не берутся из ниоткуда (ну по крайней мере так все всегда говорят). Вон, если отвлечься от математического анализа и взять, ну например, доказательство теоремы Пифагора (пусть это будет графический метод, через рисование квадрата):

Изображение

Так вот, при доказательстве таких теорем, там всегда понятно откуда что взялось. Все как-то плавно происходит. А тут какой-то разрыв шаблона у меня или что, не знаю даже. Не может же быть так чтобы вообще доказательство без пояснений было. Оно мне кажется каким-то не полным, что-ли.

Ну или взять даже, снова из математического анализа, теорему Лагранжа (или LMVT в английском языке, т.е. the Lagrange mean value theorem), так вот в ее доказательстве тоже используется вспомогательная функция, вот такая:

$$
F(x) = f(x) - \left[ \frac{f(b) - f(a)}{b - a} (x - a) + f(a) \right]
$$

Но она ведь тоже не была взята из ниоткуда. А дело в том что для построения этой функции мы вычитаем из некоторой функции $f(x)$, функцию секущей проходящей через две точки на $f(x)$ ну и так как они в 2х точках совпадают то их разность равна нулю в этих двух точках. Собственно и всё, можно использовать теорему Ролля. И никакой "магии". Правда к этому я тоже не сам пришел, а посмотрел видео урок (анг.).

 Профиль  
                  
 
 Posted automatically
Сообщение26.10.2024, 13:23 
Админ форума


02/02/19
2652
 i  Тема перемещена из форума «Математика (общие вопросы)» в форум «Помогите решить / разобраться (М)»
Причина переноса: темы, в которых нужно что-то объяснить или подсказать в пределах учебных курсов, создаются в этом разделе.


 i 
evdokimovm в сообщении #1659588 писал(а):
надеюсь этот вопрос не нарушает правил dxdy.ru, так как он задан наполовину на английском языке.
Английский, как и русский - официальный язык форума. Так что можно задавать вопросы даже полностью на английском языке.

 Профиль  
                  
 
 Re: Почему вспомогательная функция в доказательстве именно такая
Сообщение26.10.2024, 13:39 


21/12/16
938
evdokimovm когда вас по каким то причинам не устраивает доказательство из учкбника, отложите учебник и попробуйте придумать свое

 Профиль  
                  
 
 Re: Почему вспомогательная функция в доказательстве именно такая
Сообщение26.10.2024, 13:47 


26/10/24
11
drzewo в сообщении #1659625 писал(а):
evdokimovm когда вас по каким то причинам не устраивает доказательство из учкбника, отложите учебник и попробуйте придумать свое


Очевидно что я сам не смог бы придумать вообще ничего из того что прочитал в этих двух учебниках.

Попробую чуть по другому. Вот я например никогда не был студентом математического или около-математического факультета в университетах. И мне интересно, ну вот если предположить что студенту поставили задачу на зачете/на экзамене, написать доказательство теоремы Тейлора с остатком в форме Лагранжа, как в моем вопросе. Он взял и написал его, взяв вот эту функцию, а преподаватель взял и спросил откуда она взялась, а студент и правда понятия не имеет.

Потенциально такое может быть? Или такого не бывает?

 Профиль  
                  
 
 Re: Почему вспомогательная функция в доказательстве именно такая
Сообщение26.10.2024, 13:53 


21/12/16
938
evdokimovm в сообщении #1659627 писал(а):
Он взял и написал его, взяв вот это функцию, а преподаватель взял и спросил откуда она взялась, а студент и правда понятия не имеет.

Потенциально такое может быть? Или такого не бывает?

Преподаватели разные бывают:) Просто вопрос <<откуда взялась?>> -- это не вопрос по математике. Доказательство может быть верным или ошибочным -- это математика.

-- 26.10.2024, 14:58 --

Однако если говорить серьезно в математике много неформальных вещей, которые не попадают в учебники, а передаются в устном форме, в частности, от учителя к ученику. Генезис тех или иных понятий и методов чаще всего относится к этому неформальному пласту.

 Профиль  
                  
 
 Re: Почему вспомогательная функция в доказательстве именно такая
Сообщение26.10.2024, 14:20 


26/10/24
11
drzewo в сообщении #1659629 писал(а):
Однако если говорить серьезно в математике много неформальных вещей, которые не попадают в учебники, а передаются в устном форме, в частности, от учителя к ученику. Генезис тех или иных понятий и методов чаще всего относится к этому неформальному пласту.


Я уже извиняюсь за дотошность но, что получается то? Единственный вариант для меня "докопаться до истины" это найти каким-то образом преподавателя из университета, с математического факультета, который в устной форме, в дискуссии, даст идею откуда взялся сабж?

Или я вас не так понял.

 Профиль  
                  
 
 Re: Почему вспомогательная функция в доказательстве именно такая
Сообщение26.10.2024, 16:22 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


20/08/14
8627
evdokimovm
Я тоже в свое время изучал математику самостоятельно (и сейчас не совсем забросил, просто сейчас времени совсем мало). Начал еще лет 15 назад, когда был моложе и наивнее. И мне тогда тоже казалось, что признак настоящего понимания - это ощущение "ага, ну как же может быть иначе". Я кучу времени потерял, вертя доказательства из книг так и эдак, пытаясь понять, почему какая-нибудь функция именно такая, и прочее в том же духе. Но потом понял, что впереди даже не сотни - тысячи доказательств, и если над каждым так корпеть, то ничего не успеешь. В математике бывают контринтуитивные вещи, бывают трюки ad hoc в доказательствах, много чего бывает. Что-то надо просто принять и идти дальше. Мера понимания математики - это не какие-нибудь там ощущения, а умение решать задачи. Как на вычисление, так и на доказательство (да в анализе то и другое не всегда отделимо друг от друга).

Возможно, в будущем Вам встретится другое доказательство, например - для более общего случая, опирающееся на определения и идеи, которые Вам пока не знакомы. Упреждая вопрос - для теоремы Тейлора я такового не знаю.

 Профиль  
                  
 
 Re: Почему вспомогательная функция в доказательстве именно такая
Сообщение26.10.2024, 16:43 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


23/08/07
5500
Нов-ск
evdokimovm в сообщении #1659636 писал(а):
Я уже извиняюсь за дотошность но, что получается то? Единственный вариант для меня "докопаться до истины" это ...

Откуда у Вас возникло желание "докопаться до истины"? Почему именно желание? Почему докопаться?

 Профиль  
                  
 
 Re: Почему вспомогательная функция в доказательстве именно такая
Сообщение26.10.2024, 16:59 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


15/10/08
30/12/24
12599
...почему до истины?

 Профиль  
                  
 
 Re: Почему вспомогательная функция в доказательстве именно такая
Сообщение26.10.2024, 17:16 


26/10/24
11
TOTAL в сообщении #1659650 писал(а):
evdokimovm в сообщении #1659636 писал(а):
Я уже извиняюсь за дотошность но, что получается то? Единственный вариант для меня "докопаться до истины" это ...

Откуда у Вас возникло желание "докопаться до истины"? Почему именно желание? Почему докопаться?


Это состояние похоже на XKCD#356. В нем говорится примерно следующее: "Есть такой склад ума который видит какую-то проблему и не двигается дальше пока с ней не разберется." Видимо вот оно.

Если серьезно, я привык изучать какую-либо тему до момента ... как сказал выше Anton_Peplov:

Anton_Peplov в сообщении #1659649 писал(а):
evdokimovm
И мне тогда тоже казалось, что признак настоящего понимания - это ощущение "ага, ну как же может быть иначе".


То есть до момента когда "щелчок" происходит. Райгородский в своих лекциях, кажется, называет этот момент "катарсисом".

А с этой теоремой (конкретно, с этой функцией, точнее, с ее происхождением) прямо не наступает этот момент понимания и всё тут. Просто функция из ниоткуда. Трюк. Ad hoc. Объяснения просто ну нигде нет и всё тут. Хоть ты тресни.

Утундрий в сообщении #1659653 писал(а):
...почему до истины?


Может быть я не правильно выразился, раз на этой фразе так заострили внимание. Ну, я имел ввиду докопаться до того откуда взялась функция. Вот. Собственно в посте об этом и сказано.

P.S.: Вообще, сложно изучать математику (в особенности анализ) самостоятельно когда тебя все время не окружает сообщество из умных людей, ну например в университете, где всегда есть у кого спросить.

 Профиль  
                  
 
 Re: Почему вспомогательная функция в доказательстве именно такая
Сообщение26.10.2024, 17:21 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


23/08/07
5500
Нов-ск
evdokimovm в сообщении #1659657 писал(а):
Ну, я имел ввиду докопаться до того откуда взялась функция.
Из головы взялась. Из чьей-то.
(А как она в голову попала?)

 Профиль  
                  
 
 Re: Почему вспомогательная функция в доказательстве именно такая
Сообщение26.10.2024, 17:22 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


15/10/08
30/12/24
12599
TOTAL в сообщении #1659658 писал(а):
как она в голову попала?
Из мира эйдосов сбежала.

 Профиль  
                  
 
 Re: Почему вспомогательная функция в доказательстве именно такая
Сообщение26.10.2024, 17:28 
Заслуженный участник


23/05/19
1217
evdokimovm в сообщении #1659636 писал(а):
Единственный вариант для меня "докопаться до истины" это найти каким-то образом преподавателя из университета, с математического факультета, который в устной форме, в дискуссии, даст идею откуда взялся сабж?

Может и не единственный, но правда в том, что самостоятельно математику (особенно доказательную) изучить очень сложно. Нужно постоянное общение с профессионалами. Собственно, университеты не зря придумали.
Но и не скажу, что невозможно. Альтернатива - решать самостоятельно огромное количество задач на доказательство разных утверждений, так что со временем будете сами интуитивно "видеть" какую тут вспомогательную функцию лучше выбрать. Но это займет гораздо больше времени, и даже тут на начальном этапе обязательно нужен фидбек от профессионалов.

Что касается вопроса
evdokimovm в сообщении #1659588 писал(а):
и я не понимаю, почему остаток должен исчезнуть при $t = x$, ведь расхождение там наоборот должно быть значительным.

то он не корректный. Остаток не зависит от $t$ он зависит только от $x$. И, соответственно, в 0 не обращается. А от $t$ зависит функция $g(t)$, которая понятно почему обращается в 0 при $t=x$. Другой мотивации выбрать именно такую функцию, кроме как "попробуем что-то чтобы подогнать под теорему Ролля (потому что нам нужно какое-то уравнение на $R_n$)" - я тоже не вижу. Да и то, даже это, скорее всего, объяснение post hoc.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 36 ]  На страницу 1, 2, 3  След.

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group