Mager писал(а):
эстетика объективна и через нее вы отвергаете энтропию, т.е. введя в перечень характеристик материи такую эстетическую категорию, как нравственность, Вы принимаете ее (нравственность) за некий упорядодочивающий фактор, за некоего «демона» Максвелла, который «отфильтровывает» быстрые «энергичные» частицы от медленных, тем самым, компенсируя процессы энтропии, которые ведут к «тепловой смерти» Вселенной…
Да, это так : разумная созидательная и охранительная деятельность цивилизаций выполняет функцию демона Максвелла, не давая хаотизирующим процессам любой природы (случайные соударения, агрессия) привести любую систему в состояние максимального беспорядка с максимумом энтропии ("тепловой смерти").
Тем самым, охранительная (а следовательно, нравственная) функция жизни является фундаментальной для самого факта существования мира. Поэтому и нравственность = этика ** фундаментальна в природе.
**Этика = эти - ка, - "это дух" - синоним нравственности - абсолютна и инвариантна для всего живого, изначально заложена в человеке. Формирует наше отношение к добру и злу и накладывает на нас ответственность за исполнение наших функций (именно поэтому, чтобы уйти от ответственности ради каких-то корыстных побуждений, её обычно и задвигают на задний план). Эстетика же несколько из другой области (красоты жизни), она не связана с этим накрывающим всё чувством ответственности.
Но это противодействие хаотизации, наверно, не является единственной нашей задачей. В существовании мира в целом заложен, очевидно, важный смысл, пока лежащий за верхней гранью наших представлений. Т.е. мир решает какую-то задачу, очевидно, трудную, принципиальную, как раз носящую нравственный характер. И в решении её все мы принимаем посильное участие. Такая картина исключает напрочь представление о ничтожности, случайности и бесцельности жизни, лишает легитимности призыв "куй железо, не отходя от кассы", главное, лишает разрушение, насилие, убийство статуса объективных и неизбежных явлений в природе.
Цитата:
существование любых жизнеформ - конечно во времени, следовательно, допускается существование материи в какой то иной, «безжизненной» ипостаси… (после сжатия, которому будет предшествовать энтропия)
Как на Ваш взгляд,……если исходить из теории «пульсирующей вселенной», в какой форме существует жизнь в «первоатоме»?... в качестве потенции – имманентного свойства материи?
Нет, такая логика для обоснования возможности существования ещё и "неживой материи" (скажем, казалось бы, нейтральных к этике атомов, электронов, звезд и т.д.) недостаточна. Ну, прежде всего, из того, что человек, как единица цивилизации, живет конечное время, не следует, что и время жизни цивилизации - единицы вселенной - конечно : жизнь, если её определить лаконично, это повторение себя, воспроизводство себе подобного.
Причем, закономерность тут такая : чем человек (в составе цивилизации, конечно), больше знает, чем более важные задачи он решает, тем большей мощностью обладает его "персональный компьютер", тем меньше последний ошибается и, следовательно, тем больше человек живет. К примеру, если мы себя по глупости не угробим в ближайшее время и займемся освоением ближнего космоса - планет солнечной системы, мы будем жить по 300 лет, выйдем на межгалактические длины - по 1000 лет и т.д.
Как в эту модель вписывается, скажем, камень, "живущий" миллиарды лет, электрон, время жизни которого теоретически бесконечно - "неживые" объекты? Этот парадокс решается, используя новые результаты, полученные в физике - в общей теории относительности (ОТО). Они просты, точны и надежны (учитывая экспериментальное подтверждение всех предсказаний ОТО с высокой точностью) : внутри электрона - вселенная. Т.е. элементарная частица - "кирпич" вселенной и вселенная - "кирпич" мира - это один объект кривого пространства-времени, выглядящий как частица "извне", со стороны вакуума, куда эта вселенная выходит своей узкой горловиной, и "изнутри" - как большой нестационарный мир, заполненный веществом, пульсирующий от состояния максимального сжатия до состояния максимального расширения. Т.к. горловина никогда в точку не схлопывается, то бесконечного сжатия, а следовательно, уничтожения жизни, не происходит (модель Большого взрыва несколько наивна).
В этой картине никакого "первоатома" нет, каждый атом эквивалентен вселенной. микромир
макромиру. Геометрически картина нетривиальна, но затыки с "дурной бесконечностью" снимаются полностью...
Ну а дальше всё просто : т.к., согласно нашему опыту, существование нашей вселенной в структурированном целесообразном виде обеспечивается разуиной созидательной деятельностью цивилизаций (следствие из теоремы о порядке), то и существование любой частицы (электрона, протона, ядра, атома, ..., камня, звезды, ...) обеспечивается ей же. Т.е. все объекты живые, разумные, и т.к. мир пока ещё не рухнул, то пока в нем добро превалирует над злом.
Цитата:
Не является ли своеобразной «религией» наш современный материализм? Остается мелочь, описать нравственность, посредством математического аппарата...
Да, канонизированный материализм исчерпал свои возможности в грубом противопоставлении "материального" (неживого, овеществленного) "идеальному". Новая модель т.н. этического материализма базируется на трех аксиомах :
1. Единичное равно всеобщему (философский постулат) .
2. Добро и зло - абсолютны и инвариантны (этический постулат).
3. Всё. что не по совести, ложь (логический постулат).
Так что Ваше желание ввести нравственность в науку :
Цитата:
Остается мелочь, описать нравственность, посредством математического аппарата...
где-то уже маячит на горизонте ...