2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему
 
 Оптимизация выбора покупателя в торговле на маркетплейсах
Сообщение01.09.2023, 20:45 


07/03/12
47
Добрый день!

В телеграм-канале продавцов маркетплейса (я и сам там продаю:) натолкнулся на любопытную и довольно стандартную ситуацию в онлайн-торговле, которую хочу свести к математической задаче (в идеале - ещё и найти решение) - но мне не хватает знаний.

Сам по образованию - технарь-околофизматовец (МГАПИ, точные приборы и измерительные системы) - но у нас сильный упор был на теорию вероятностей, ряды и всё, что прямо или косвенно связано с фильтрацией сигналов. Здесь же, похоже, будет что-то про оптимумы - и знаний моих явно не хватает, с чего хотя бы начинать.

Попробую сформулировать условия, по необходимости их можно будет дополнить. На всякий случай в скобках условия ещё и в приблизительных цифрах, для наглядности.

У продавца на складе есть N=50 видов спортивных костюмов. Стоимость каждого из этих товаров составляет X=3000 рублей - сознательно упростим, что все они по одной цене.

Маркетплейс по заказу покупателя привозит ему на выбор К товаров, из которых покупатель заказывает 1 с вероятностью 30% (об этом - чуть ниже). Значение К я не указал, потому как задача в итоге и сводится к тому, как его найти.

По статистике маркетплейса процент выкупа по одежде (выбора подходящей и оплаты её) составляет около 30% (по вкусу можно округлить из 3 заказанных вещей покупатель выбирает одну). Но при этом нет статистики, какова статистика для выбора 1 из 2, 1 из 3, 1 из 4 и т.д. Есть только общая сводная цифра по всем заказам - 30%.

За возврат каждого из невостребованных товаров маркетплейс берёт с продавца неустойку Y=150 рублей.

Эту неустойку продавец старается учесть в своих издержках, закладывая наценку к базовой цене Х, на которой у него оптимальные продажи по маржинальности до цены X+X_1, где Х_1 - торговая наценка продавца для компенсации своих издержек по возвратам товара. Значение Х1 также не указал, потому что его также нужно будет найти.

Естественно, с ростом цены падает количество заказов. При определенном Х_1=X_m (допустим, 1800 руб) количество заказов становится нулевым - то есть по цене 4800 руб спортивные костюмы вообще перестанут продаваться. Здесь также упростим - зависимость количества заказов от цены на участке от Х до Х+Х_m у нас будет линейной убывающей функцией.

Вопрос состоит в следующем: как найти оптимальные значения К (количество товаров в заказе) и X_1 (наценка продавца для компенсации издержек по возвратам) с точки зрения продавца?

Решение не обязательно должно быть идеально точным, вполне достаточно оценки с погрешностью 2-3%.

Если условие неполное или некорректное - хотелось бы понять, чем его дополнить.

 Профиль  
                  
 
 Re: Оптимизация выбора покупателя в торговле на маркетплейсах
Сообщение01.09.2023, 23:24 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


16/07/14
8539
Цюрих
Так а просто умножить прибыль с заказа на количество заказов, раз и то и другое известные функции от цены, нельзя?

 Профиль  
                  
 
 Posted automatically
Сообщение02.09.2023, 10:01 
Админ форума


02/02/19
2055
 i  Тема перемещена из форума «Помогите решить / разобраться (М)» в форум «Карантин»
по следующим причинам:

- неправильно набраны формулы (краткие инструкции: «Краткий FAQ по тегу [math]» и видеоролик Как записывать формулы)

Исправьте все Ваши ошибки и сообщите об этом в теме Сообщение в карантине исправлено.
Настоятельно рекомендуется ознакомиться с темами Что такое карантин и что нужно делать, чтобы там оказаться и Правила научного форума.

 Профиль  
                  
 
 Posted automatically
Сообщение02.09.2023, 14:56 
Админ форума


02/02/19
2055
 i  Тема перемещена из форума «Карантин» в форум «Экономика и Финансовая математика»
Причина переноса: не указана.

 Профиль  
                  
 
 Re: Оптимизация выбора покупателя в торговле на маркетплейсах
Сообщение03.09.2023, 00:12 


07/03/12
47
Я, похоже, не совсем удачно изложил задачу - попробую сначала своими словами изложить суть, а потом попытаюсь её как-то формализовать - если она будет интересная участникам.

На маркетплейсе есть 1000 продавцов мужских костюмов, у каждого в ассортименте 10 видов костюмов.
Когда покупатель заказывает товар, а потом от неподходящих ему по результатам примерки отказывается, маркетплейс возвращает неподошедшие костюмы на склад и списывает со счета продавца 150 рублей за возврат каждой единицы.

То есть такие "покатушки" (так это называется на сленге продавцов) для продавцов убыточны. Это с одной стороны.

С другой стороны, процентов выкупов по одежде по статистике маркетплейса составляет 30%. То есть из трёх-четырёх вещей (пусть и от разных продавцов) уже есть хорошая вероятность, что покупатель что-то выберет. Если маркетплейс ограничит покупателю выбор возможностью заказа только одного или двух аналогичных товаров - может упасть и конверсия заказа в покупку. С этой стороны продавцу как бы и выгодно, если покупатель заказывает сразу несколько вещей от разных продавцов на примерку.

Но сплошь и рядом возникают ситуации - и их реально много - когда не особо смущаясь покупатели заказывают по 15-20 единиц разных видов костюмов (и это не предел - бывает и больше) - и в итоге ничего не берут. Причем наблюдается тенденция, что чем дальше - тем больше таких заказов, не конвертирующихся в покупку.

В итоге продавцы пытаются отбить затраты на "покатушки", поднимая цену товара - но это в свою очередь снижает его привлекательность для покупателя. Что в итоге приводит к снижению прибыли продавца, так как кроме всего прочего товар на маркетплейсе у него хранится не бесплатно и за каждый день хранения он платит деньги.

Вопросов, пожалуй, два:
- можно ли, даже с вводом новых параметров и условий, оптимизировать эту ситуацию со стороны продавца (т.е. увеличить его прибыль, снизив затраты на "покатушки"), если маркетплейс поставит покупателю ограничения по количеству одновременно заказываемых костюмов на выбор (например - не более 5)? Если да - как найти это оптимальное число вещей в заказе?
- как найти оптимальное значение надбавки к цене на "покатушки", которое следует закладывать продавцу - или только "на ощупь?" Формализуется ли такое значение надбавки или только поиск эмпирическим путём?

Если понятнее не стало - заранее извиняюсь.

Просто интуитивно предполагаю, что задачу можно свести к поиску оптимума функции двух переменных (макс число товаров в заказе и надбавка к цене на "покатушки") и ещё она чем-то напоминает задачи по теории игр с учетом интересов только одного игрока (продавца). За возможно безграмотное изложение попрошу строго не судить - учился давно, потом математикой не занимался.

 Профиль  
                  
 
 Re: Оптимизация выбора покупателя в торговле на маркетплейсах
Сообщение03.09.2023, 03:28 
Аватара пользователя


22/07/08
1393
Предместья
dani1978 в сообщении #1607787 писал(а):
если маркетплейс поставит покупателю ограничения по количеству одновременно заказываемых костюмов на выбор (например - не более 5)

А смысл?
Если маркетплейс живет тем, что с каждой вещи, которую он везет покупателю и обратно, он имеет каких-то денег, то зачем он будет свой доход доьровольно ограничивать?
С точки зрения маркетплейса разумнее поставить ограничения продавцу, например: не менее 3
костюмов на выбор, и с этого иметь гарантированных 300 - если один из трех костюмов куплен, или 450 - если ни один из трех не куплен, с каждого продавца....

 Профиль  
                  
 
 Re: Оптимизация выбора покупателя в торговле на маркетплейсах
Сообщение03.09.2023, 08:33 
Аватара пользователя


11/12/16
13362
уездный город Н
Лукомор в сообщении #1607799 писал(а):
Если маркетплейс живет тем, что с каждой вещи, которую он везет покупателю и обратно, он имеет каких-то денег, то зачем он будет свой доход доьровольно ограничивать?


Маркетплейс выступает в роли веселого фермера, продавцы в роли дойных коров, а покупатели в роли сена.
Вы предлагаете \ предполагаете, что фермер перешел на модель: чтобы корова меньше ела и больше давала молока, её нужно меньше кормить и больше доить. Так жить фермеру можно, но не долго.

-- 03.09.2023, 08:48 --

dani1978
Не очень ясно,
1. какие "ходы" есть у продавцов, кроме повышения\понижения цен.
2. какая информация есть у продавцов, кроме озвученной?
3. возможен ли картельный сговор между продавцами?

 Профиль  
                  
 
 Re: Оптимизация выбора покупателя в торговле на маркетплейсах
Сообщение04.09.2023, 22:40 


07/03/12
47
EUgeneUS

Кроме управления ценой - есть ещё только 2 способа:
1) Временно "заморозить" товар, убрав фото из его карточки. За это хранение за каждый день будет считаться в размере х10 и, кроме того, карточка товара будет постоянно день за днем терять рейтинг (т.к. по ней не будет продаж). Когда будет принято решение вернуть её в продажу - она может оказаться уже на самых задворках маркетплейса и для возврата её в зону просмотров и продаж надо будет ввалить кучу денег в рекламу.
2) Можно забрать товар (часть или весь) с Вайлдберриз. Но это тоже не бесплатно и возврат со склада продавцу стоит 170 руб за единицу товара - это даже дороже, чем обратная логистика при отказе покупателя от товара.

По дополнительной информации у продавца - нет никакой. Маркетплейс произвольным образом меняет правила игры, не ставя заранее в известность ни о самих новых правилах, ни о дате их внедрения. Утром можно проснуться и узнать, например, что хранение с сегодняшнего дня подорожало на 50 или 100%. Это обычная практика маркетплейса. Контактов с покупателями товара (что купившими, что отказавшимися) у продавца также нет, только если они сами первые не напишут продавцу отзыв или вопрос.

Картельный сговор между продавцами невозможен по техническим причинам - их круги общения очень мало пересекаются в сети (слишком много тематических чатов с небольшим кол-вом участников), а способов контакта продавцов на маркетплейсе попросту не предусмотрено. Профсоюза, лиги, гильдии или чего-то подобного у продавцов нет

Пока маркетплейс обычно ведёт политику планомерного выкручивания рук, не взирая на визги и даже легкие похрустывания суставов и костей продавцов. Лишь когда пациент уже теряет сознание (нередки локальные бунты продавцов и владельцев пунктов выдачи у офиса маркетплейса) - чуть ослабляет хватку, но это короткая передышка перед новой итерацией.

Это чуть лирика - но по сути маркетплейс тоже не совсем уж заинтересован пускать ситуацию с обратной логистикой на самотёк, т.к. когда условия становятся совсем уж неприемлемыми, продавцы начинают "замораживать" торговлю на Вайлдберриз и активизируются уже на Озоне.

То есть какой-то оптимум в задаче все-таки наверное должен быть.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 8 ] 

Модераторы: zhoraster, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group