2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу 1, 2  След.
 
 4-D пространство
Сообщение14.06.2023, 20:54 


05/12/21
132
Посмотрел тему "Графическое представление тензора" и вспомнил, как решал проблему о вращении в четырёхмерном пространстве вокруг одной из осей и до сих пор не знаю правильно-ли представление, что нужно вращать вокруг двух осей, тогда на двух плоскостях проекции получается движение по окружности, а на двух других движение параллельно оси.
Попытки программной визуализации представлены в архиве на Яндекс-диске
https://disk.yandex.ru/d/4xeUTmSrM5tG6Q

 Профиль  
                  
 
 Re: 4-D пространство
Сообщение15.06.2023, 02:08 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


23/07/08
10674
Crna Gora
А в чём та проблема заключается?

 Профиль  
                  
 
 Re: 4-D пространство
Сообщение15.06.2023, 13:29 


05/12/21
132
svv, проблема в возникающем противоречии (может лишь у меня) в расчёте координат при вращении точки $A_0(x,y,z,w)$
Например: вращаем точку $A_0(1,1,1,1)$ вокруг оси $w$ на угол $+20^o$ и получаем новые координаты $A_1$. Ось $w$ перпендикулярна плоскостям ($x,y$), ($x,z$) и ($y,z$).
В плоскости $x,y$ при движении по окружности координата $x$ уменьшается, а координата $y$ увеличивается.
В плоскости $x,z$ координата $x$ по предыдущему решению должна уменьшаться и при движении по окружности координата $z$ увеличивается.
В плоскости $y,z$ получается, что обе координаты увеличиваются и движение не по окружности вокруг оси $w$, но по прямой :shock:
См. рисунок https://disk.yandex.ru/i/LlPSBfGayE3hDQ
В тех шутках, что выложены в первом посте, вращение рассчитывал одновременно вокруг двух осей и сомневаюсь в правильности такого подхода.

 Профиль  
                  
 
 Re: 4-D пространство
Сообщение15.06.2023, 15:37 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


01/09/13
4321
LLeonid3 в сообщении #1597665 писал(а):
вращаем точку $A_0(1,1,1,1)$ вокруг оси $w$ на угол $+20^o$

Это что за действие такое?
LLeonid3 в сообщении #1597665 писал(а):
получаем новые координаты $A_1$.

То, что Вы описываете далее, не является вращением.

Вообще, вращение это не "вокруг оси", вращение это "в плоскости".

 Профиль  
                  
 
 Re: 4-D пространство
Сообщение15.06.2023, 16:31 
Аватара пользователя


22/07/22

897
LLeonid3 в сообщении #1597665 писал(а):
Например: вращаем точку $A_0(1,1,1,1)$ вокруг оси $w$ на угол $+20^o$ и получаем новые координаты $A_1$. Ось $w$ перпендикулярна плоскостям ($x,y$), ($x,z$) и ($y,z$).

Можно выделить бесконечно много плоскостей вращения, но опорные две (остальные комбинация вроде)

 Профиль  
                  
 
 Re: 4-D пространство
Сообщение15.06.2023, 23:57 


05/12/21
132
Geen, спасибо!
Т. е. если вращение происходит в плоскости параллельной плоскости по осям $x, y$, то проекция на неё и будет дугой окружности, на остальных четырёх, содержащих или ось $x$, или ось $y$ проекции будут представлены прямыми, а на шестой плоскости по осям $z, w$ изменений не произойдёт.
А вращение в произвольной плоскости нужно разложить на все шесть плоскостей и просуммировать результаты.
Правильно я понял?

 Профиль  
                  
 
 Re: 4-D пространство
Сообщение16.06.2023, 00:30 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


01/09/13
4321
LLeonid3 в сообщении #1597713 писал(а):
вращение в произвольной плоскости нужно разложить на все шесть плоскостей

Зачем?
LLeonid3 в сообщении #1597713 писал(а):
просуммировать результаты

Вообще, суммирование, обычно, подразумевает коммутативность... у Вас повороты коммутируют?

 Профиль  
                  
 
 Re: 4-D пространство
Сообщение16.06.2023, 04:14 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


23/07/08
10674
Crna Gora
LLeonid3 в сообщении #1597713 писал(а):
Т. е. если вращение происходит в плоскости параллельной плоскости по осям $x, y$, то проекция на неё и будет дугой окружности, на остальных четырёх, содержащих или ось $x$, или ось $y$ проекции будут представлены прямыми, а на шестой плоскости по осям $z, w$ изменений не произойдёт.
Это можно ещё описать так. В некоторой системе декартовых координат точка $(x,y,z,w)$ в результате вращения переходит в точку $(\tilde x, \tilde y, \tilde z, \tilde w). Причём координаты $x,y$ изменяются как при вращении двумерной плоскости
$\begin{array}{l}\tilde x=x\cos\alpha-y\sin\alpha\\\tilde y=x\sin\alpha+y\cos\alpha\end{array}$
А координаты $z, w$ точки не меняются:
$\begin{array}{l}\tilde z=z\\\tilde w=w\end{array}$

Это — так называемое простое вращение. Но далеко не все вращения в четырёхмерном пространстве таковы! Т.е. они не всегда оставляют неподвижной некоторую двумерную плоскость, как $zw$ выше. В общем случае неподвижной плоскости нет. Зато для данного вращения всегда можно найти такую декартову систему координат, что вращение «распадётся» на два простых — на угол $\alpha$ в плоскости $xy$ и на угол $\beta$ в плоскости $zw$:
$\begin{array}{l}\tilde x=x\cos\alpha-y\sin\alpha\\\tilde y=x\sin\alpha+y\cos\alpha\\\tilde z=z\cos\beta-w\sin\beta\\\tilde w=z\sin\beta+w\cos\beta\end{array}$
И вот эти два простых вращения уже коммутируют, т.е. результат не зависит от их порядка. В частных случаях один или оба угла $\alpha,\beta$ могут быть равны нулю (в Вашем примере $\beta=0$).

Подчеркну, что сначала выбирается вращение, а потом под него подбирается система координат. Произвольное вращение в произвольной декартовой системе (даже с «правильным» началом) не будет иметь такого вида.

Возможность такого разложения следует из свойства ортогональных матриц:
Цитата:
Любая вещественная ортогональная матрица подобна блочно-диагональной матрице с блоками вида
$(\pm 1)$ и $\begin{pmatrix}\ \ \ \cos\varphi&\sin\varphi\\-\sin\varphi&\cos\varphi\end{pmatrix}.$

 Профиль  
                  
 
 Re: 4-D пространство
Сообщение16.06.2023, 12:27 


05/12/21
132
svv в сообщении #1597720 писал(а):
всегда можно найти такую декартову систему координат, что вращение «распадётся» на два простых — на угол $\alpha$ в плоскости $xy$ и на угол $\beta$ в плоскости $zw$:
$\begin{array}{l}\tilde x=x\cos\alpha-y\sin\alpha\\\tilde y=x\sin\alpha+y\cos\alpha\\\tilde z=z\cos\beta-w\sin\beta\\\tilde w=z\sin\beta+w\cos\beta\end{array}$
И вот эти два простых вращения уже коммутируют, т.е. результат не зависит от их порядка.

Доходчиво и замечательно!
Ещё раз спасибо :!:

 Профиль  
                  
 
 Re: 4-D пространство
Сообщение17.06.2023, 19:54 


12/08/13
920
svv в сообщении #1597720 писал(а):
Это можно ещё описать так. В некоторой системе декартовых координат точка $(x,y,z,w)$ в результате вращения переходит в точку $(\tilde x, \tilde y, \tilde z, \tilde w). Причём координаты $x,y$ изменяются как при вращении двумерной плоскости
$\begin{array}{l}\tilde x=x\cos\alpha-y\sin\alpha\\\tilde y=x\sin\alpha+y\cos\alpha\end{array}$
А координаты $z, w$ точки не меняются:
$\begin{array}{l}\tilde z=z\\\tilde w=w\end{array}$

Это — так называемое простое вращение. Но далеко не все вращения в четырёхмерном пространстве таковы! Т.е. они не всегда оставляют неподвижной некоторую двумерную плоскость, как $zw$ выше. В общем случае неподвижной плоскости нет.

А можно для совсем неграмотных пояснить, что понимается под вращением (определение), если оно не оставляет неподвижной плоскость?

 Профиль  
                  
 
 Re: 4-D пространство
Сообщение17.06.2023, 20:27 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


23/07/08
10674
Crna Gora
diletto
Движение (расстояния сохраняются), при котором имеется хотя бы одна неподвижная точка (это отсекает случай поступательного движения) и не меняется ориентация базиса (нет отражений).

 Профиль  
                  
 
 Re: 4-D пространство
Сообщение18.06.2023, 01:57 
Аватара пользователя


22/07/22

897
svv в сообщении #1597720 писал(а):
Зато для данного вращения всегда можно найти такую декартову систему координат, что вращение «распадётся» на два простых — на угол $\alpha$ в плоскости $xy$ и на угол $\beta$ в плоскости $zw$:
$\begin{array}{l}\tilde x=x\cos\alpha-y\sin\alpha\\\tilde y=x\sin\alpha+y\cos\alpha\\\tilde z=z\cos\beta-w\sin\beta\\\tilde w=z\sin\beta+w\cos\beta\end{array}$

А если мы рассмотрим вращение вокруг четвертой оси $t$, которое в трехмерном сечении $xyz$ имеет вид вращения в некой плоскости $wq$, не совпадающей с базисными плоскостями $xy,yz,xz$, оно тоже такой вид будет иметь?

 Профиль  
                  
 
 Re: 4-D пространство
Сообщение18.06.2023, 03:54 
Аватара пользователя


22/07/22

897
Наверное, да, тут просто $\beta=0$, надо систему координат повернуть

 Профиль  
                  
 
 Re: 4-D пространство
Сообщение18.06.2023, 05:07 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


23/07/08
10674
Crna Gora
Как вариант — переименовать $w$ в $x$, а $q$ в $y$.

 Профиль  
                  
 
 Re: 4-D пространство
Сообщение18.06.2023, 06:14 


12/08/13
920
svv
Спасибо!
Да, и оказывается, в вики 4D вращения расписаны подробно: https://en.wikipedia.org/wiki/Rotations_in_4-dimensional_Euclidean_space

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 17 ]  На страницу 1, 2  След.

Модераторы: photon, whiterussian, profrotter, Jnrty, Aer, Парджеттер, Eule_A, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group