2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу 1, 2  След.
 
 Нужно сделать задачу доступной для школьников
Сообщение04.03.2023, 17:11 


02/01/23
76
Задача:
Есть металлический диск радиуса $R$. Он катится со скоростью $v$. Не скользит. Нужно найти геом. место точек на диске, что имеют скорость $v$.
Я решил задачу и получил ответ. (Дуга радиуса $R$ с центром в точке касания диска и поверхности).
Но решение получилось очень сложное. Само решение не привожу, так как, вероятно, нужно вообще другой метод использовать. Да и вообще, оно весьма длинное.
Даже ответ получлся в такой форме:
$\left(-R\sin{t};R\left(\cos{t}-1\right)\right);t\in \left[0,\frac{\pi}{3}\right]\cup \left[\frac{5\pi}{3},2\pi\right)$
Ну и решение, понятно, почти что не школьного уровня.
Как такую задачу решать школьнику (абитуриенту)?
Спасибо.

 Профиль  
                  
 
 Re: Нужно сделать задачу доступной для школьников
Сообщение04.03.2023, 17:14 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/09
6698
WinterPrimat в сообщении #1584263 писал(а):
Как такую задачу решать школьнику

Для школьника наверное может быть понятным идея о мгновенном центре вращения, который располагается в точке касания диска с поверхностью. Но я не в курсе, насколько эта идея представлена в учебниках. Может это в школе ещё не проходят. :-(

 Профиль  
                  
 
 Re: Нужно сделать задачу доступной для школьников
Сообщение04.03.2023, 17:18 


02/01/23
76
мат-ламер в сообщении #1584264 писал(а):
Для школьника наверное может быть понятным идея о мгновенном центре вращения

По-моему, в учебнике такого нет. Спасибо. Поищу информацию, почитаю.
...Вот такое и получается, когда учитель математики решает заново изучить физику :P ...

 Профиль  
                  
 
 Re: Нужно сделать задачу доступной для школьников
Сообщение04.03.2023, 17:27 


17/10/16
4022
WinterPrimat
Да, пожалуй проще мгновенного центра вращения ничего не придумаешь. Любое движение твердого тела в любой момент времени может быть представлено вращением вокруг некоторой точки (мгновенный центр вращения).

 Профиль  
                  
 
 Re: Нужно сделать задачу доступной для школьников
Сообщение05.03.2023, 00:10 


30/01/23
17
Решить эту задачу можно, но оформить решение мне на этом сайте трудно .
"LaTeX"- академию не кончал ( на параллельном сайте я бы вляпал изображение листа с решением)
Скорость любой точки диска - векторная сумма скорости поступательного движения диска, вектора
V, направленного горизонтально, и вектора скорости вращательного движения Vвр =V*r/R , где r- расстояние от рассматриваемой точки диска до его центра , направленного перпендикулярно вектору r. Их результирующий вектор должен быть равен V ( по модулю). [Кстати в вашем ответе фигурирует только -R, то есть рассматриваются точки только на ободе диска. Нужно более общее исследование]

 Профиль  
                  
 
 Re: Нужно сделать задачу доступной для школьников
Сообщение05.03.2023, 02:35 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


26/01/14
4645
revos

(Оффтоп)

revos в сообщении #1584342 писал(а):
"LaTeX"- академию не кончал
Что же мешает это сделать? Освоить LaTeX можно за один или два дня (а в объёме, необходимом для написания формул из Вашего сообщения - за несколько минут). Это только кажется, что долго и сложно - а на самом деле надо только взяться, погуглить как пишутся простейшие формулы, потренироваться - и всё.

 Профиль  
                  
 
 Re: Нужно сделать задачу доступной для школьников
Сообщение05.03.2023, 10:51 


02/01/23
76
revos в сообщении #1584342 писал(а):
фигурирует только -R, то есть рассматриваются точки только на ободе диска

Нет. Если центр диска принять за начало координат, то в моем решении учтен не только обод диска.
Линк на скриншот: https://prnt.sc/buYfKb3zXW03

 Профиль  
                  
 
 Re: Нужно сделать задачу доступной для школьников
Сообщение05.03.2023, 10:54 


18/09/21
1685
sergey zhukov в сообщении #1584268 писал(а):
Любое движение твердого тела в любой момент времени может быть представлено вращением вокруг некоторой точки (мгновенный центр вращения).
Либо просто поступательное движение при отсутствии какого-либо вращения.

 Профиль  
                  
 
 Re: Нужно сделать задачу доступной для школьников
Сообщение05.03.2023, 11:45 
Админ форума


02/02/19
2049
revos в сообщении #1584342 писал(а):
Решить эту задачу можно, но оформить решение мне на этом сайте трудно .
"LaTeX"- академию не кончал ( на параллельном сайте я бы вляпал изображение листа с решением)
Скорость любой точки диска - векторная сумма скорости поступательного движения диска, вектора
V, направленного горизонтально, и вектора скорости вращательного движения Vвр =V*r/R , где r- расстояние от рассматриваемой точки диска до его центра , направленного перпендикулярно вектору r.
Ну и что сложного Вы видите в том, чтобы набрать следующее?
Код:
$V_\text{вр} = V \dfrac r R$
Получится
$V_\text{вр} =V \dfrac r R$

 Профиль  
                  
 
 Скрип калеса...
Сообщение05.03.2023, 11:53 


15/11/15
955
WinterPrimat в сообщении #1584263 писал(а):
Как такую задачу решать школьнику (абитуриенту)?
А мне кажется, что задача считается почти очевидной для школьника.
мат-ламер в сообщении #1584264 писал(а):
мгновенном центре вращения
Школьник слышал про мгновенную скорость. И видимо должен сообразить, что самая скорость в точке соприкосновения с землей равна в точности v. А потом - что скорость всех точек на ободе одинакова.
WinterPrimat в сообщении #1584263 писал(а):
Даже ответ получился в такой форме:
И ответ, соответственно - геом. место точек - это окружность = граница колеса.

 Профиль  
                  
 
 Re: Нужно сделать задачу доступной для школьников
Сообщение05.03.2023, 12:01 


17/10/16
4022
gevaraweb
Скорость точки колеса в точке соприкосновения с землей равна нулю. Практика показывает, что эта задача не только школьникам не очевидна.

-- 05.03.2023, 13:02 --

zykov
Это можно рассматривать, как частный случай - бесконечно удаленный центр мгновенного вращения.

Вообще, это понятие (мгновенный центр вращения) применимо только для двумерного случая. Для трехмерного, скажем, уже нужно говорить о мгновенной оси вращения, причем одним вращением вокруг этой оси не обойдешься. Нужно еще и поступательное движение вдоль этой оси учитывать. В плоском случае просто ясно, что ось вращения всегда перпендикулярна плоскости (вырождается в точку), а движения вдоль этой оси в двумерном случае быть не может.

 Профиль  
                  
 
 Re: Нужно сделать задачу доступной для школьников
Сообщение05.03.2023, 12:52 


30/01/23
17
.

-- 05.03.2023, 13:13 --

$\vec{ \mathsf{V} } = \vec{ \mathsf{V} }_{ \mathsf{0} } + \vec{ \mathsf{V}_{1}}$.
$\vec{ \mathsf{r} } =   \mathsf{r}  \cdot \left( \cos{ \alpha }  \cdot \vec{ \mathsf{e} _{ \mathsf{x} } } + \sin{ \alpha }  \cdot \vec{ \mathsf{e} _{ \mathsf{y} } } \right)$,$-  \pi \leqslant  \alpha  \leqslant  \pi$,
$0< \mathsf{r}  \leqslant  \mathsf{R}$ .
$\vec{ \mathsf{V} _{1} } =   \frac{  \mathsf{V} _{0}   }{  \mathsf{R}  } \cdot \left( \vec{ \mathsf{e} _{ \mathsf{z} } } \times \vec{ \mathsf{r} }   \right) =  \frac{  \mathsf{V} _{0}  \cdot  \mathsf{r}  }{ R } \cdot \left( -\cos{ \alpha } \cdot \vec{ \mathsf{e} }_{ \mathsf{ \mathsf{y} }  } 
+ \sin{ \alpha } \cdot \vec{ \mathsf{e} }_{ \mathsf{ \mathsf{x} } }      \right)$.
$\left| \vec{ \mathsf{V}  }  \right| = \left| \vec{ \mathsf{V} _{0} }  \right|,  \mathsf{V} _{0}^{2}=\left( \vec{ \mathsf{V} _{0} } + \vec{  \mathsf{V} _{1} }  \right) ^{2}\Rightarrow ...  \sin{ \alpha }= - \frac{  \mathsf{r}  }{ 2 \cdot  \mathsf{R}  }$.
Получили угол, определяющий положение двух точек на диске на расстоянии r от центра, для которых выполняется поставленное условие.
Если точка на ободе, то соответствующие углы: -30 град. и -150 град.

 Профиль  
                  
 
 Re: Нужно сделать задачу доступной для школьников
Сообщение05.03.2023, 15:25 
Админ форума


02/02/19
2049
revos
Ну вот, можете же, когда захотите. Замечу, что нет никакой необходимости пользоваться командой \mathsf. Ваш код:
Код:
$\vec{ \mathsf{V} } = \vec{ \mathsf{V} }_{ \mathsf{0} } + \vec{ \mathsf{V}_{1}}$

Результат:
$\vec{ \mathsf{V} } = \vec{ \mathsf{V} }_{ \mathsf{0} } + \vec{ \mathsf{V}_{1}}$
Код без \mathsf намного проще:
Код:
$\vec V = \vec V_0 + \vec V_1$

Результат:
$\vec V = \vec V_0 + \vec V_1$

 Профиль  
                  
 
 Re: Нужно сделать задачу доступной для школьников
Сообщение05.03.2023, 16:04 


27/02/09
2806
revos в сообщении #1584397 писал(а):
$\left| \vec{ \mathsf{V}  }  \right| = \left| \vec{ \mathsf{V} _{0} }  \right|,  \mathsf{V} _{0}^{2}=\left( \vec{ \mathsf{V} _{0} } + \vec{  \mathsf{V} _{1} }  \right) ^{2}\Rightarrow ...  \sin{ \alpha }= - \frac{  \mathsf{r}  }{ 2 \cdot  \mathsf{R}  }$

Для школьников, этот результат - ${\sin{ \alpha }= - \frac{  \mathsf{r}  }{ 2 \cdot  \mathsf{R}}$, вернее, ${\sin^2{ \alpha }=  \frac{  \mathsf{r}^2  }{ (2 \cdot  \mathsf{R})^2}$ можно получить из геометрии(теорема косинусов) и формулы косинуса двойного угла. Кроме того, школьники должны знать уравнение окружности в декартовых координатах (дуга - ее часть), оно легко получается из предыдущего выражения для синуса : $x^2 +(y + R)^2 = R^2$ (уравнение окружности с центром в точке $(0, -R)$ точке касания)

 Профиль  
                  
 
 Re: Нужно сделать задачу доступной для школьников
Сообщение05.03.2023, 16:08 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


26/01/14
4645

(Оффтоп)

Ende в сообщении #1584422 писал(а):
Ну вот, можете же, когда захотите.
Я боюсь, человек писал этот код не вручную, а пользовался каким-то автоматическим инструментом. Иначе сложно объяснить появление \mathsf . Право же, revos, бросайте эту ерунду и просто потратьте немного своего времени на изучение LaTeX. Времени нужно совсем немного, на порядок меньше чем это может показаться.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 19 ]  На страницу 1, 2  След.

Модераторы: photon, whiterussian, profrotter, Jnrty, Aer, Парджеттер, Eule_A, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group