Постановка задачи: рассмотреть возможность уменьшения амплитуд профиля инерционной нагрузки при тестировании ротора электромотора.
Инерционная нагрузка для тестирования электромотора в осевом (направлении оси ротора) направлении задана в виде таблицы (
- частота возбуждения,
- амплитуда ускорения):
Данная инерционная нагрузка определена для Environmental Testing электромотора, который жестко крепится к скользящему столу шейкера с помощью специального массивного адаптера (fixture).
Профиль ускорения прилагается к адаптеру, таким образом, что в одной или нескольких контрольных точках измеряется ускорение и реализуется контроль его амплитуды (используется допустимых коридор между верхним и нижним допустимым значением амплитуды). Скорость изменения частоты возбуждения - 1/3 октавы в минуту. После прогонки частоты возбуждения от минимального до максимального значения, происходит симметричное уменьшение частоты в обратном направлении. Медленно вращаясь, т.к. без вращения образуются раковины в подшипниках, мотор тестируется, таким образом, 24 часа.
Пример испытуемого электромотора (DUT):
Пример скользящего стола шейкера с закрепленным с помощью адаптера электромотором:
Вопрос: можно ли из физических соображений уменьшить инерционную нагрузку, если требуется тестировать не мотор целиком, а только ротор мотора?
Из уравнений простейшей одномассовой модели следует, что нельзя. Но прав ли я на самом деле, ведь не были учтены потери энергии при соударениях в подшипниках и демпфирование?
Ход рассуждений. Предполагаем, что можно использовать двухмассовую модель (масса - пружина) и что инерционная нагрузка идеально распределена в статоре. Тогда:
Уравнения движения:
Здесь
- масса статора и ротора,
- жесткость подшипников в направлении оси мотора,
- перемещение статора и ротора.
Условие идеального распределения инерционной нагрузки в статоре:
Откуда получаем:
или, обозначив
,
собственную частоту и амплитуду возбуждения:
Частное (установившееся) решение последнего уравнения:
и следовательно:
или
И, следовательно, если пренебречь потерями энергии, то
. То есть, получается, что профиль амплитуды инерционной нагрузки ротора уменьшить нельзя.