Ведь формально работу совершает не трактор и не его двигатель, а силы, приложенные к нему.
Строго формально, энергия сохраняется. Значит, если куда-то энергия добавилась, значит, где-то она убавилась. Из этого следует, что вопрос о том, какая именно сила совершает некоторую работу, бессмысленен без указания границы рассматриваемой системы. Силы, пересекающие границу системы, могут совершать некоторую работу (работа может быть отрицательной). А так как границу системы можно выбрать достаточно произвольно, существует и произвол в интерпретации, совершает некоторая сила работу над системой или нет. В баллансе энергии для выбранной системы нужно рассматривать только работу
внешних сил. И не забыть про
внутреннюю энергию.
В случае трактора, поднимающегося в гору, есть две внешние силы: сила тяжести и сила реакции опоры, которая включает в себя силу трения и нормальную силу давления на опору. Сила реакции опоры в данном случае работу не совершает, так как опора неподвижна и там нет проскальзывания. Сила тяжести совершает над трактором отрицательную работу. Которую можно учесть как увеличение потенциальной энергии трактора, но только одно из двух, так как это одна и та же энергия. И есть ещё химическая энергия топлива в баке трактора и кислорода в воздухе. Топливо сжигается двигателем, выделившаяся при этом энергия перерабатывается двигателем в механическую энергию, которая направляется на компенсацию работы силы тяжести, чтобы бвлланс энергии замкнулся, то есть, получился нулевым.
Так как трактор движется равномерно, сумма внешних сил, действующих на трактор, равна нулю, по второму закону Ньютона. Значит, сила тяжести компенсируется реакцией опоры. Больше других внешних сил нет. Значит, они направлены противоположно и равны по модулю. Сила реакции опоры работу не совершает. Сила трения, которую можно назвать "силой тяги" работу, тоже, не совершает. Но работу (отрицательную) совершает сила тяжести, компонента которой вдоль направления скорости трактора как раз равна этой силе тяги.