chislo_avogadroВедь не может двигатель автомобильной мощности поднять в воздух шестикратный вес легковушки?
Не так то это очевидно. Выше уже упоминалось, что реактивная тяга пропорциональна
, где
- массовый расход реактивной струи,
- ее скорость. При достаточно малом
и достаточно большом
(огромные медленно вращающиеся пропеллеры) любой маломощный двигатель способен поднять в воздух любой вес (это, разумеется, исходя только из этой формулы).
В прикидках
amon все правильно: масса самолета именно 1000 кг, а его вес - 10 000 Н, и вообще все посчитано верно. Но в этом расчете на самом деле точно неизвестно
. Она принята равной площади крыла, что вроде бы вполне логично. Но вот например в аналогичную формулу Прандтля площадь крыла вообще не входит. Только квадрат размаха крыла. И Прандль там говорит, что площадь
равна не площади крыла, а площади круга диаметром с размах крыла, что гораздо больше площади крыла. Так что требуемая мощность двигателя существенно снижается.
Кроме того, в этом расчете ничего не зависит от скорости самолета (это расчет для висящего вертолета). На самом же деле чем быстрее летит самолет, тем меньше энергии он должен тратить на поддержание полета (это все тот же эффект "больше
при меньшей
": быстро летящий самолет задействует за секунду воздух на большем пространстве, поэтому может сообщить ему меньшую скорость). Это, кстати, и для вертолета справедливо.
Кстати, в Вики прямо так и сказано: индуктивное сопротивление -это добавка к лобовому сопротивлению, связанная с возникновением подьемной силы на крыле конечного размаха. На английском она даже называется lift-inducted drag, т.е. "сопротивление, вызванное подьемной силой".