Пусть у нас летит не присоединенный вихрь, а просто вихрь. Тогда частица потока точно так же будет подниматься и опускаться, должна возникать подъемная силы уже для вихря, только ничего такого для вихря я не нашел, да и массу вихря непонятно как посчитать.
Т.е. возьмем вихрь без цилиндра в центре, и тогда к какой же массе (и вообще, к чему), спрашивается, приложена тут подьемная сила (которая очевидно к чему-то должна быть приложена и в этом случае, ведь характер втекающего и вытекающего потока на границе контрольной поверхности от изьятия цилиндра не меняется)?
Я думаю, ответ такой. Поле скоростей обтекания цилиндра с присоединенным вихрем строится так: это сумма четырех векторных полей скорости. Два первых - исток и сток с бесконечной интенсивностью и бесконечно близкие друг к другу (диполь). Третий - поле вихря, где тангенциальная скорость
. Четвертый - параллельный поток.
Если все четыре поля скорости сложить, автоматически получается круг, который делит поток на две не связанные области ("внешняя среда" и "цилиндр"). Вот к этому цилиндру и будет приложена подьемная сила в случае пустого вихря. Т.е. если взять контрольную цилиндрическую поверхность в пустом вихре и начать уменьшать ее диаметр, то при некотором конечном диаметре поток среды через эту поверхность станет равным нулю. Это та поверхность, которую можно заменить на поверхность твердого тела (цилиндр).
Про конечные крылья и поэтому трехмерное обтекание, я думаю, уже всем все ясно. Да, такое крыло для полета требует энергии. Но все же нужно четко разделять разные эффекты и механизмы, а задачу рассматривать последовательно от простого к сложному.
Лично я так понимаю эту последовательность:
1. Плоская задача, идеальная несжимаемая жидкость, отутствие присоединенного вихря. Результат - нет ни подьемной силы, ни силы сопротивления. Совершенно бесполезная модель с точки зрения расчета крыла;
2. Плоская задача, идеальная несжимаемая жидкость, наличие присоединенного вихря. Появляется подьемная сила, но нет силы сопротивления. Кроме того, вопрос - откуда этот вихрь взялся и как его подсчитать? Если совсем упростить, то ответ тут такой: мы видим, что присоединение вихря приближает теоретическую картину обтекания крыла к фактической. Просто сделаем так, чтобы они максимально совпадали;
3. Плоская задача, почти идеальная жидкость (с учетом вязкого пограниного слоя), ламинарное течение. Теперь мы видим, откуда берется присоединенный вихрь - это следствие вязкости воздуха. Небольшое рассеивание энергии приводит к значительному эффекту (присоединенному вихрю). Появляется профильное сопротивление крыла (из-за влияния вязкости);
4. Трехмерная задача, почти идеальная жидкость (с учетом вязкого пограничного слоя), почти ламинарное течение. Появляются продольные течения вдоль крыла. На концах крыла возникают краевые эффекты (свободные вихри), которые уносят энергию в поток. Возникает индуктивное сопротивление (следствие трехмерности);
5. Трехмерная нестационарная задача, поток реальной вязкой сжимаемой жидкости, отрыв потока, турбулентность.
Мы тут обсуждаем подьемную силу крыла на уровне 2.