Посмотрел в Вики, как устроен кистевой гиротренажер. Оказывается, упрощенной теории гироскопа вполне достаточно, а вся хитрость совершенно в другом. В гиротренажере ключевым является трение боковой поверхности оси гироскопа о стенки кольцевого канала, в котором эта ось прецессирует. Направление силы трения поверхности оси о стенку канала зависит от их относительной скорости проскальзывания, а эта скорость

зависит от соотношения скоростей прецессии/вращения

и

и радиуса оси/длины оси

и

, т.е.

. Она может быть как положительной, так и отрицательной. В общем случае

и возникает проскальзывание, причем сила трения в зависимости от ее направления может создавать отрицательный или положительный момент на плече

и соответственно, ускорять или тормозить гироскоп вполне очевидным способом.
Чтобы эта штука работала, ось гироскопа должна иметь вполне конечный диаметр и трение по боковой поверхности кольцевого канала. Например, если на ось гироскопа надеть подшипники, то даже если наружное кольцо подшипников будет свободно скользить в канавке, работать гиротренажер не будет. Даже если наружное кольцо подшипников будет скользить по каналу с трением (допустим, канал чуть меньше диаметра наружного кольца подшипника), все равно работать не будет. Нужен именно такой режим, когда ось гироскопа непосредственно прижимается гироскопическим моментом к стенкам канала. Тогда легко видеть, что сила трения на обоих концах оси всегда создает вращающий момент одного знака.
Нда, это совсем не так работает, как я себе представлял.

.
Кажется, я понял. Если подвесить гироскоп так, чтобы его ось могла поворачиваться только в одной плоскости, раскрутить его и придать оси некоторую скорость прецессии в этой плоскости, то гироскоп так и будет сохранять ее. Некоторая положительная работа над гироскопом возникает только при создании этой скорости прецесси. И она компенсируется отрицательной работой, когда гироскоп потребуется остановить. Я почему-то считал, что прецессия должна тут же прекратится, как только на гироскоп перестанет действовать момент, вектор которого совпадает с вектором скорости прецессии. На самом же деле гироскоп так и будет сохранять приданную ему скорость прецессии именно в силу
![$\vec M = \left[\vec\Omega\times\vec L\right]$ $\vec M = \left[\vec\Omega\times\vec L\right]$](https://dxdy-01.korotkov.co.uk/f/8/1/d/81daf6a21fac6f5612e29f95a4f67caa82.png)
В самом деле, это же так просто. Я плохо понимал эту уравнение. Похоже, гироскоп все-таки невозможно раскрутить, перемещая его ось произвольным образом. Т.е. можно, конечно, раскрутить его до большой скорости в направлении, перпендикулярном оси, т.е. придать ему составляющую угловой скорости перпендивулярно оси. Но составляющая угловой скорости вокруг оси так и останется неизменной.