2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2, 3, 4  След.
 
 Re: Движение кордовой авиамодели
Сообщение03.08.2020, 21:32 


02/08/20
32
Из глубины Уральских гор
EUgeneUS в сообщении #1477188 писал(а):
Будут вопросы - обращайтесь. Но уже с обязательно с попытками решения. Так как это будут считаться учебными задачами (см. правила форума) :wink:
Сделайте скидку на мой возраст, и мое весьма далекое расстояние от прикладной математики. :mrgreen:

 Профиль  
                  
 
 Re: Движение кордовой авиамодели
Сообщение03.08.2020, 21:33 
Аватара пользователя


11/12/16
13850
уездный город Н
GorSMS в сообщении #1477187 писал(а):
Но расчет натяжения корд в каждой точке такой траектории и есть моя конечная цель!

Тут полезно вспомнить совет мудрого, но едкого Утундрий в самом начале темы:

Утундрий в сообщении #1477030 писал(а):
А не проще измерять натяжение корда напрямую?

Натяжение и ускорение измерять напрямую гораздо проще, чем скорость (а потом из неё рассчитывать натяжение).

-- 03.08.2020, 21:34 --

(Оффтоп)

GorSMS в сообщении #1477190 писал(а):
Сделайте скидку на мой возраст, и мое весьма далекое расстояние от прикладной математики. :mrgreen:


А я тут при чем? :wink:
За соблюдением правил следят модераторы.

 Профиль  
                  
 
 Re: Движение кордовой авиамодели
Сообщение03.08.2020, 21:55 


02/08/20
32
Из глубины Уральских гор
EUgeneUS в сообщении #1477191 писал(а):
Натяжение и ускорение измерять напрямую гораздо проще, чем скорость (а потом из неё рассчитывать натяжение).
Технически это возможно, но сложно. Потребуется установка на модели тензометрического датчика, механически связанного с точкой крепления корд внутри модели. Получается довольно тяжелый и не технологичный в изготовлении и установке узел. А вот установка миниатюрного электронного блока с трех-осевым акселерометром возможна в любом месте внутри фюзеляжа модели без ее переделки.
Кроме того, тензометрический метод регулировки скорости движения проиграет акселерометрическому методу по времени отработки - он будет компенсировать уже снизившееся натяжение корд, в то время как по данным акселерометра можно будет упреждать такое снижение, используя прошитые в микроконтроллере табличные данные.
Скорость модели при этом измерять не требуется. Только пространственную ориентацию модели.

 Профиль  
                  
 
 Re: Движение кордовой авиамодели
Сообщение03.08.2020, 22:01 
Аватара пользователя


11/12/16
13850
уездный город Н
GorSMS в сообщении #1477195 писал(а):
А вот установка миниатюрного электронного блока с трех-осевым акселерометром возможна в любом месте внутри фюзеляжа модели.


Так акселерометр ускорение и измеряет, а не скорость. :wink:
Одну ось ставите параллельно кордам. Это даст Вам сразу значение $\frac{V^2}{R}$.
А вот с измерением угла корд к горизонту будут некоторые сложности.

 Профиль  
                  
 
 Re: Движение кордовой авиамодели
Сообщение03.08.2020, 22:19 


02/08/20
32
Из глубины Уральских гор
EUgeneUS в сообщении #1477196 писал(а):
Так акселерометр ускорение и измеряет, а не скорость. :wink:
Одну ось ставите параллельно кордам. Это даст Вам сразу значение $\frac{V^2}{R}$.
А вот с измерением угла корд к горизонту будут некоторые сложности.
Никаких сложностей. Есть библиотеки алгоритмов обработки данных таких приблуд. Возможно измерение как ускорений, так и углов наклона по все трем координатам. Даже режим автокалибровки есть, что исключает проблемы с механической юстировкой устройства на борту модели.
Я предлагал не измерять скорость, а регулировать ее, анализируя положение модели в пространстве, и используя табличные данные записанные в памяти "управлялки".

Но мой внутренний голос упорно говорит, что формула $\frac{V^2}{R}$ справедлива и достаточна лишь для горизонтального полета, при котором корды параллельны горизонту. Будет ли она корректно работать при других углах наклона корд мне пока не очевидно. Попытаюсь сделать домашнее задание и решить предложенные Вами задачки. :mrgreen:

 Профиль  
                  
 
 Re: Движение кордовой авиамодели
Сообщение04.08.2020, 01:49 


05/09/16
12059
GorSMS в сообщении #1477199 писал(а):
Но мой внутренний голос упорно говорит, что формула $\frac{V^2}{R}$ справедлива и достаточна лишь для горизонтального полета, при котором корды параллельны горизонту.

В смысле? Если акселерометр измеряет укорение вдоль корда (а если я понял, самолет всегда наклонен вдоль корда), то он измеряет и натяжение корда -- просто умножить ускорение на массу самолёта. Это же просто $F=ma$ при известных $m$ и $a$.
Плюс к этому натяжению надо ещё добавить то, которое создает неперпендикулярная корду часть тяги.

Положение модели в пространстве при помощи только датчиков на модели вычислить будет весьма трудно. Интегрирование ускорений по-моему будет очень неточным. Высоту можно барометром. У меня барометр в телефоне даёт погрешность около 30 см по высоте. Но я не уверен что бывают быстродействующие барометры.

Какие-то чудеса обещают владельцам Adidas MiCoach Smart ball -- и скорость и траекторию и т.п.

 Профиль  
                  
 
 Re: Движение кордовой авиамодели
Сообщение04.08.2020, 11:46 
Аватара пользователя


11/12/16
13850
уездный город Н
wrest в сообщении #1477219 писал(а):
Если акселерометр измеряет укорение вдоль корда (а если я понял, самолет всегда наклонен вдоль корда), то он измеряет и натяжение корда -- просто умножить ускорение на массу самолёта.

Нет же. Умножением на массу самолета получим проекцию суммарной силы на ось корда.
А в этой проекции участвуют и проекция силы тяжести и проекция силы тяги (она, как выяснилось есть, хотя и пренебрегаем ей)

 Профиль  
                  
 
 Re: Движение кордовой авиамодели
Сообщение04.08.2020, 11:58 


05/09/16
12059
EUgeneUS в сообщении #1477247 писал(а):
А в этой проекции участвуют и проекция силы тяжести

Так её уже учел акселерометр, ему же что сила тяжести что ускорение -- все едино, по заветам принципа эквивалентности...
В покое (на столе), акселереметр честно показывает $g$ по оси $z$ если эта ось вертикальна.

 Профиль  
                  
 
 Re: Движение кордовой авиамодели
Сообщение04.08.2020, 12:29 
Заслуженный участник


20/08/14
11776
Россия, Москва
EUgeneUS в сообщении #1477247 писал(а):
wrest в сообщении #1477219 писал(а):
Если акселерометр измеряет укорение вдоль корда (а если я понял, самолет всегда наклонен вдоль корда), то он измеряет и натяжение корда -- просто умножить ускорение на массу самолёта.
Нет же. Умножением на массу самолета получим проекцию суммарной силы на ось корда.
Да же, именно проекцию полной силы на ось корда и именно она и будет силой натяжения корда.

-- 04.08.2020, 12:37 --

А ориентацию самолёта можно получить с (MEMS) гироскопов, трёхосевых, как водится.

 Профиль  
                  
 
 Re: Движение кордовой авиамодели
Сообщение04.08.2020, 12:47 
Аватара пользователя


11/12/16
13850
уездный город Н
пока удалю. Возможно, сам запутался. Позже напишу.

 Профиль  
                  
 
 Re: Движение кордовой авиамодели
Сообщение04.08.2020, 15:06 
Аватара пользователя


11/12/16
13850
уездный город Н
Да, уважаемые Dmitriy40 и wrest правы, а я запутался :roll:

С точки зрения принципа эквивалентности и акселерометра, СО Земли не есть ИСО.
Акселерометр покажет ускорение без учета силы тяжести, а значит вдоль оси корд он покажет в точности силу натяжения корд - при умножении их на массу (считаем силу тяги перпендикулярной оси корд).
Для расчета ускорений в СО Земли по осям акселерометра к его показаниям нужно не забывать добавлять проекцию силы тяжести на соответствующую ось.

 Профиль  
                  
 
 Re: Движение кордовой авиамодели
Сообщение04.08.2020, 19:32 


05/09/16
12059
Dmitriy40 в сообщении #1477262 писал(а):
А ориентацию самолёта можно получить с (MEMS) гироскопов, трёхосевых, как водится.
Они же для этого интегрируют угловую скорость? Полет авиамодели -- от 10 минут, как думаете, на этот период хватит запаса по точности?

Я тут подумал, что ориентацию и положение в пространстве можно было попробовать определять 3-осевым магнитометром (компасом), исходя из того что магнитное поле однородное везде в пространстве полёта. Определяем три угла, а из них, зная что длина корда фиксированная, фюзеляж всегда перпендикулярен корду и начало корда фиксированное -- все остальные координаты. Но не знаю каковы точность и быстродействие магнитометров.

 Профиль  
                  
 
 Re: Движение кордовой авиамодели
Сообщение04.08.2020, 22:15 
Заслуженный участник


20/08/14
11776
Россия, Москва
wrest в сообщении #1477343 писал(а):
Dmitriy40 в сообщении #1477262 писал(а):
А ориентацию самолёта можно получить с (MEMS) гироскопов, трёхосевых, как водится.
Они же для этого интегрируют угловую скорость? Полет авиамодели -- от 10 минут, как думаете, на этот период хватит запаса по точности?
Думаю хватит, на первый попавшийся MEMS гироскоп точность указана типа тысячных градуса в секунду, пусть даже за 10 минут набежит градус погрешности, это слёзы для данного применения. А ещё там можно снизить частоту опроса (до десятков Гц вместо единиц кГц) и ещё немного увеличить точность (за счёт лучшего подавления шумов).

wrest в сообщении #1477343 писал(а):
Я тут подумал, что ориентацию и положение в пространстве можно было попробовать определять 3-осевым магнитометром (компасом), исходя из того что магнитное поле однородное везде в пространстве полёта.
Тоже думал про это, но показалось что предположение о постоянстве магнитного поля в объёме с нужной точностью слишком фантастично. Там же как минимум мотор металлический, а за границей поля полётов вполне могут быть и другие металлические конструкции. Насколько всё это будет искривлять магнитное поле планеты думать откровенно лень.
Хотя скомбинировав магнитометр с гироскопом можно ограничить накопление ошибки последним.

GorSMS
Но вообще по мне так проще всего поставить П(И)(Д) регулятор натяжения корда, со входом от акселерометра и выходом на движок. Причём "И" почти наверняка не понадобится, совсем уж огромная точность тут излишня. А "Д" может понадобиться для быстрого реагирования на эволюции самолёта, ПИ может существенно не успевать. Да, в любом случае будет запаздывать, но вряд ли человек это заметит или ему будет критично. Зачем тут наворачивать математику мне не очень понятно, но я и не авиамоделист, может и правда нужно или просто хочется сделать лучше ПИД-а. Чисто математически задача простая, но муторная, честно разрисовать все силы и аккуратно учесть все их проекции, для случая движения по горизонтальной окружности я сделал (да и выше были варианты), но мне не понравилось, да и смысла мало (слишком редкий и малоинтересный случай).

 Профиль  
                  
 
 Re: Движение кордовой авиамодели
Сообщение05.08.2020, 00:04 


05/09/16
12059

(Dmitriy40, o компасах)

Dmitriy40 в сообщении #1477348 писал(а):
Тоже думал про это, но показалось что предположение о постоянстве магнитного поля в объёме с нужной точностью слишком фантастично. Там же как минимум мотор металлический, а за границей поля полётов вполне могут быть и другие металлические конструкции. Насколько всё это будет искривлять магнитное поле планеты думать откровенно лень.

Смартфоны чуть менее чем полностью металлические и в них компасы.
У меня планшет буквально усеян магнитами -- для крепления чехла, для крепления стилуса...
И компасы в них работают. По крайней мере если показывают и не на север, то с какой-то фиксированной систематической погрешностью.
Для меня это вторая по величине загадка электромагнетизма после звонящего в запертой микроволновке телефона...

 Профиль  
                  
 
 Re: Движение кордовой авиамодели
Сообщение05.08.2020, 00:20 
Заслуженный участник


20/08/14
11776
Россия, Москва

(wrest, компасы)

Если все эти магниты жёстко фиксированы, то внешнее магнитное поле планеты можно рассматривать как небольшую флуктуацию этого сильного поля. И если хватит точности магнитометра то и зафиксировать изменение внешнего поля.
Если же магниты не зафиксированы жёстко (относительно магнитометра) и не предусмотрено процедур калибровки, то не знаю как измеряют.

В полёте же самолёта магниты (магнитные материалы) ну совершенно явно не зафиксированы относительно магнитометра и потому просто их учесть уже не получится.

С другой стороны, может магниты достаточно слабые чтобы не влиять слишком сильно на локальное магнитное поле вблизи магнитометра ...

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 55 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4  След.

Модераторы: photon, profrotter, Парджеттер, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group