Создаю эту тему в качестве ответа на предложение
vpbА какие у Вас к ней претензии ? Выкатывайте, не стесняйтесь.
Хочу оговориться сразу: я вполне понимаю, что моё мнение здесь неизбежно будет поверхностным, непрофессиональным. Надеюсь, однако, что и люди, профессионально более близкие к данной теме, захотят в ней высказаться.
Итак, что мне не нравится в учебнике Смирновых? Прежде всего, отбор материала для учебника. И (в меньшей степени) изложение некоторых вопросов школьной геометрии.
По поводу авторского варианта подачи материала я выскажусь немного позже. Сейчас — моё ворчание по поводу отбора материала для учебника. Здесь, на мой взгляд, многовато лишнего. При том, что зачастую не хватает полезного материала. Да и расположение дополнительного материала, отобранного авторами, вызывает определённые вопросы.
Вот после вводной главы, главы о треугольнике и главы об окружности сразу следом идёт глава… «Кривые и графы». С формулой Эйлера и с проблемой четырёх красок. Для чего? Я понимаю, что трём-четырём школьникам из ста это может быть интересно. Но ведь абсолютное большинство школьников на эти страницы даже не заглянет. Зачем им таскать учебники с ненужными, лишними страницами? С целыми главами, помеченными звёздочкой, — как дополнительный материал? И если вставлять в этом месте дополнительный материал — неужели нельзя найти более уместный, хоть как-то связанный с предыдущим и с последующим изложением?
Далее — аналогично. Среди материала восьмого — девятого классов лихо разбросан щедрой рукой авторов такой материал как паркеты, циклоидальные кривые, изопериметрическая задача, задача оптимизации, полярные координаты. Да, «красиво», разнообразно! Однако эта красота лично мне напоминает пёстрое оперение попугая. Причём, не своей «яркостью», а примерно такой же степенью полезности…
И уж совсем непонятно, для чего материал девятого класса оканчивать весьма обширной главой, относящейся к стереометрии, если стереометрия затем будет изучаться в 10—11 классах? Не правильнее ли было бы более основательно изучить планиметрию, чем начинать размахивать руками над материалом следующих лет обучения? Да ещё и с привлечением таких тем, как «Звёздчатые многогранники», «Теорема Эйлера для многогранников», «Лист Мёбиуса», «Кристаллы — природные многогранники»? Кстати, здесь этот материал уже не отмечен звёздочками, выходит, авторы его считают основным и пропускать не рекомендуют. Ну, я понял так.
А затем о теореме Эйлера для многогранников, о звёздчатых многогранниках, о листе Мёбиуса, о кристаллах, как о природных многогранниках, Смирновы рассказывают снова — в учебнике «Геометрия 10—11». И здесь этот материал уже считается факультативным — здесь он отмечается звёздочкой. То, что в 9-м классе давалось как основной материал, в 10-м повторяется как факультативный! Опять же: для чего?
Совершенное недоумение у меня вызывает конец учебника. Очевидно, в конце 11-го класса школьнику, готовящемуся сдавать экзамены, крайне полезно повторить важнейшие вопросы курса геометрии. Здесь бы, — уж если возвращаться к прежним темам, — сделать бы обзор изученного, привести список важнейших теорем, напомнить наиболее употребительные формулы, систематизировать методы решения задач. Вместо этого авторы… повторно рассматривают полярные координаты. А ещё вводят сферические координаты. И ещё раз рассказывают об эллипсе, гиперболе и параболе… Не знаю, какие цели преследовали здесь авторы, но мне такое расположение материала не видится разумным.
Нередко приходится слышать мнение, что теоремы Чевы и Менелая полезны для изучения школьной геометрии. Авторы это мнение учли и указанные теоремы читателю преподнесли, за что им, разумеется, спасибо. Но зачем они поместили эти теоремы среди материала, предназначенного для конца 11-го класса? При обилии явно избыточного материала в 8—9 классах? А если вместо хотя бы части той ненужной пестроты, которой набит учебник планиметрии, где-то вставить материал с упомянутыми теоремами — не будет ли так получше?
«Построение циркулем и линейкой» — в качестве последнего (!) параграфа учебника 11-го класса тоже выглядит удивительно. Конечно, я далёк от понимания методических тонкостей преподавания школьной математики. Однако я знаю точно, что для человека, вовсю готовящегося сдавать ЕГЭ по математике, эта тема уже давно, скажем так, не актуальна.
Считаю, что правильней было бы отказаться вообще от звёздчатых многогранников. Вместо этого — ну, хотя бы подробнее поговорить о построении сечений многогранников, сопроводив рассказ бо́льшим количеством разобранных примеров (это одна из трудных тем для большинства реальных школьников; о вундеркиндах я сейчас не говорю). Можно было бы более подробно, более обстоятельно рассказать о векторно-координатном методе решения стереометрических задач (и, возможно, некоторых планиметрических). Для тех, кто и впрямь желает знать больше, можно расширить круг полезных теорем. Допустим, включить в учебник теорему о трёх синусах. Или разобрать задачу о нахождении плоских углов трёхгранного угла по его известным двугранным углам при рёбрах. И наоборот: о нахождении его двугранных углов по известным плоским углам. Не полезнее ли это, чем представление о полуправильных многогранниках? Или о многогранниках в задачах оптимизации? Ведь решать задачи оптимизации на многогранниках вряд ли станет кто-то из школьников. А если и станет, то, уж точно, не в рамках изучения геометрии. И точно не при подготовке к экзамену по математике — хоть на базовом уровне, хоть на профильном. Вместо ленты Мёбиуса не лучше ли рассказать о векторном произведении? Ведь и в самой геометрии полезно (нахождение расстояния между скрещивающимися прямыми), а заодно и в физике… И, кстати о физике: а что если рассказать о телесных углах? Хотя бы вместо рассказа об оптических иллюзиях, украшенном творениями «импоссибилистов». Или оптические иллюзии чем-то помогают изучению геометрии?