Последний раз редактировалось Евгений Машеров 12.01.2020, 10:47, всего редактировалось 1 раз.
0. Это кино. Предпочитающее, как и вообще искусство, "правду жизни" "правде факта". Из него можно узнать, что вообще была такая проблема, кое-что узнать о личностях Эдисона, Теслы и многих других (с поправкой на владением материалом сценариста, восприятие режиссёра и игру актёров). Но технические подробности могут быть сколь угодно перевраны. Это не историческая, монография, даже не Википедия. Тут "вольность поэтическая" дозволена. 1. Основная проблема была не техническая, а юридическая, владение патентами на постоянный и переменный ток. А техническая составляющая была в том, что некоторые вещи легче делались на переменном, а другие на постоянном токе. В частности, это относилось к электродвигателям. 2. Собственно говоря, все электродвигатели, в некотором смысле, "переменного тока", направление тока в статоре и/или в роторе меняется. Только в питаемым постоянным током внутренняя синхронизация, при вращении коллектора, точно соответствуя скорости вращения, а в питаемых переменным током внешняя, соответственно частоте сети. При этом можно питать от сети переменного тока как ротор, так и статор, это "коллекторный двигатель переменного тока", работающий по тому же принципу, что и двигатель постоянного тока, поскольку при перемене полярности напряжения она одновременно меняется на питающем ротор коллекторе и статоре, так что момент вращения не меняет направления (в случае, если ротор или статор - постоянные магниты, можно питать лишь постоянным током, пример такого - игрушечные моторчики). Такие двигатели знакомы всем, поскольку используются в бытовой технике (мясорубках, пылесосах и т.п.), и лишь недавно начали вытесняться инверторными. Но мощные двигатели делать коллекторными переменного тока невыгодно - амплитудное значение выше действующего, так что дороже изоляция, сложнее коллектор, больше потери на искрообразование и т.п., так что в основном ограничиваются маломощными двигателями такого типа. Важной характеристикой двигателя является зависимость момента силы от угловой скорости. В двигателях постоянного тока обмотка статора может быть подключена последовательно ротору, параллельно, независимо запитана, возможно смешанное подключение, в ней может быть предусмотрена регулировка. Известные на описанное в фильме время синхронные двигатели переменного тока имели принципиальный недостаток - они не могли развивать высокий момент на малых оборотах, то есть было затруднение с "страгиванием с места". Ставить коробку передач, переключая её по мере набора оборотов, как в ДВС - дорого. Другие решения и вовсе прихотливы - увы, не могу найти видео, в котором корпус синхронного двигателя, вращающего вал, приводящий станки, сам вращается на подшипниках, и при пуске ротор остаётся неподвижен, раскручивается корпус со статором, а после набора скорости рабочий медлеееееенно закручивает тормоз, останавливая вращение корпуса, так что вращаться начинают ротор с валом. Поэтому область применения синхронных двигателей достаточно узкая, там, где нужно точно выдерживать скорость, а нагрузка невысока (скажем, на них работали уличные часы, синхронизированные частотой сети). А в основном были двигатели постоянного тока. А вот когда изобрели асинхронный двигатель - в котором при неподвижном роторе скорость вращения относительно него магнитного поля максимальна, и максимален наводимый этим ток в "беличьей клетке" статора, а значит и момент силы - в большинстве случаев они вполне заменяли двигатели постоянного тока, несмотря на отсутствие возможности регулировать частоту и момент силы, сами они оказывались дешевле (нет обмоток ротора и нет коллектора), а механическая характеристика для многих применений лучше.
|