на толковых аспирантов был большой спрос
Так должно быть, но, к сожалению, времена не выбирают... в них живут...
Было дело, профессор, правда уже пенсионного возраста, упустил эмоции, расплакался, "должен готовить специалистов высшего уровня, а уже третий год нет новых аспирантов", время было тяжелое на аспирантские места не было конкурса...
Уточню.
1. Не всегда, даже в лучших вузах по кафедре в потоке есть группа с толковыми студентами.
2. Насколько понимаю, и сейчас для "препода" выгодно получить аспиранта, а как на безрыбье?
3. Мне сейчас сложно оценить, чем мотивированы идущие в аспирантуру? Если, конечно, не из блатных...
4. Насколько активны потенциальные наниматели выпускников?
5. Добрый совет от опытного человека часто уберегает от потери массы времени, нервов и тем более фатальных ошибок.
6. Однако, не у каждого есть с кем посоветоваться и получить добрый совет. Есть слово наставник.
на них всегда хватало задач, потенциально выраставших в диссертации
Совершенно верно, именно кругозор состоявшегося специалиста (научного руководителя) позволяет легко указать актуальные и перспективные задачи, которые будут близки научному руководителю, где станет соавтором, если будет результат... То есть, научному руководителю и интересно, и потенциально выгодно... А аспирант получит опыт, причем актуальный опыт... опираясь на квалификацию научного руководителя...
Если же студент и т.д. станет искать темы сам, то он вполне может оказаться далеко вне области компетенции научного руководителя, что будет означать, что такового как бы и нет, вообще...
Тогда, опыт, навыки, критерии... студент также должен будет искать на стороне... или терять время, как правило, изобретая велосипед...
И в чем тогда смысл такого научного руководителя?
Понятно, что если все изначально ФОРМАЛЬНО, чисто для галочки... но тогда и писать не о чем....
P.S. Помните классическую цитату: "она как бы кается, и ей как бы веришь" в смысле, если в ВУЗе или только на кафедре процесс чисто формальный, ради сохранения мест и финансирования, то, наверное, могут быть как бы аспиранты и как бы научные руководители... и если иного пути нет, то конечно "сам, всё сам"... но, "по-хорошему", это неправильно...
P.P.S. впрочем, вероятно, много, что тут расписал сильно устарело... с бакалавриатом/магистратурой дело не имел...
поэтому, научного руководителя выбирали к третьему курсу... менять было не принято, поэтому ошибка по критерию выбора совершалась рано... Например, кто-то выбирает начальника вычислительной лаборатории, ради доступа к технике, а тот занят текучкой, как педагог никакой... или рассчитываешь заняться газодинамикой, а дают задачу на размытие грунтов... и т.д.
Повторяю, как я понимаю, что должно получить от научного руководителя.
Актуальную тему
Постановку задачи
Навыки работы
Кругозор по теме
Критерии качественности и представления результата
Внимание к важным деталям
Для некоторых,
пароли, явки контакты, связи, возможности кооптации, перспективы карьеры...
Что еще?
Стажировки в Швецию или в ЦЕРН? =)) И такое бывает, даже почти без способностей...