2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


Посмотреть правила форума



Начать новую тему Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней. На страницу 1, 2, 3, 4, 5, 6  След.
 
 Помогите разобраться: откуда взялись свойства чисел
Сообщение28.03.2019, 06:24 


24/03/19
19
Всем доброго времени суток.

Самостоятельно изучаю мат. анализ по второму кругу (первый был в универе) по Фихтенгольцу.
Вопросы возникают уже в самом начале, при введении таких понятий как сумма, произведение.

В частности, понятие суммы чисел a и b определяется как понятие, имеющее свойства:
1. $a + b = b + a$ (переместительное свойство)
2. $(a + b) + c = a + (b + c)$ (сочетательное свойство)

Плюс, вводится понятие нуля, как понятие, обладающее свойством:
3. $a + 0 = a$,
и симметричного числа со свойством:
4. $a + (-a) = 0$.

Мне непонятна мотивация введения этих понятий именно таким, надо сказать, нетривиальным образом. О ней (мотивации) в учебниках по мат. анализу ни слова не сказано. Возникает вопрос: а где сказано? Из каких соображений вообще взялись подобные формулировки? Где об этом можно найти информацию?

Понятно, что раз вводят объекты a,b,c и пр., для которых свойства выше выполняются, логично предположить, что могут быть и другие объекты, для которых эти свойства выполняться не будут. И неплохо бы их сравнить, ведь все познается в сравнении: трудно воспринимать понятие "белое", если тебе не показали "черное". А желательно еще и "красное", "зеленое", "желтое" и т.д.

Дальше больше: понятие умножения вводят через свойства аналогичные сложению и связывают его (умножение) со сложением через свойство: $(a+b)\cdot c = a\cdot c + b\cdot c$ :? . Опять же вопрос мотивации такого имхо не очень естественного поступка :D
И непонятно, как из такой связи сложения и умножения вывести имхо куда более естественную $\underbrace{a + a + \dots + a}_{n раз} = n\cdot a$. Ее дальше везде используют, но вывода нигде нет.

В общем, у меня такое ощущение, что целые куски рассуждений пропускаются. Буду очень благодарен за помощь: где об этом можно что-то почитать, как восстановить логику.

 Профиль  
                  
 
 Re: Помогите разобраться: откуда взялись свойства чисел
Сообщение28.03.2019, 10:03 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


13/08/08
14463
Чисто по последней формуле. Фихтенгольц же вначале постулирует "особую роль единицы": $a\cdot 1=a$. То есть после её применения к левой части можно вынести за скобки $a$ и получить в скобках сумму $n$ единиц. Останется вопрос: почему сумма $n$ единиц равна $n$?
Я думаю, что Фихтенгольц вводит рациональные числа, предполагая, что натуральные уже каким-то образом введены, хотя натуральные они тоже рациональны. Но тогда надо было сказать, что-де обязательно существуют ноль и единица, обладающие особыми свойствами :?:

 Профиль  
                  
 
 Re: Помогите разобраться: откуда взялись свойства чисел
Сообщение28.03.2019, 10:37 


24/03/19
19
gris в сообщении #1384471 писал(а):
Останется вопрос: почему сумма $n$ единиц равна $n$?

В нем и проблема: мы про единицу постулировали только ее свойство $a\cdot1=a$. Формально, больше о ней инфы нет. Мы даже не можем утверждать, что 1+1=2.

Я на это наткнулся, когда пытался понять его (Фихтенгольца) доказательство свойства плотности рациональных чисел, а именно: что из $a>b$ следует $a>\frac{a+b}{2}>b$. Всплывает двойка, которую непонятно как соотносить с единицей, а стало быть и с a, и с b.

Потому и думаю, что может я какой раздел математики недоучил, типа теории чисел, групп, алгебры.. Я все-таки физик по образованию - эти вещи нам поверхностно давали.

gris в сообщении #1384471 писал(а):
Я думаю, что Фихтенгольц вводит рациональные числа, предполагая, что натуральные уже каким-то образом введены, хотя натуральные они тоже рациональны. Но тогда надо было сказать, что-де обязательно существуют ноль и единица, обладающие особыми свойствами :?:

Да. Как-то привязать натуральные числа и их свойства к объяснениям. А для начала вообще их ввести или сослаться на источник. Я, например, вот так с ходу и не знаю, что там про натуральные числа известно и откуда.

 Профиль  
                  
 
 Re: Помогите разобраться: откуда взялись свойства чисел
Сообщение28.03.2019, 10:46 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


28/04/14
968
спб
RoadRunner в сообщении #1384476 писал(а):
Мы даже не можем утверждать, что 1+1=2.

А что такое $2$? Как оно определяется? Вопрос восходит к
RoadRunner в сообщении #1384476 писал(а):
что там про натуральные числа известно и откуда.

 Профиль  
                  
 
 Re: Помогите разобраться: откуда взялись свойства чисел
Сообщение28.03.2019, 10:57 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


13/08/08
14463
Не поленившись, посмотрел. Фихтенгольц предполагает, что даже и рациональные числа знакомы уже из школы. И приводит не все, а основные их свойства, из которых полный перечень можно вывести. Строго начинают вводиться иррациональные числа на основе сечений Дедекинда. Да и тут Ф. делает оговорку, что в некоторых курсах все нужные для матана свойства вводятся аксиоматически.
Можно согласиться с некоторой обоснованностью и разумностью побыстрее переходить к пределам, производным и прочим полезным делам, а первоначальное занудство оставить теории чисел и Бурбакам, буде засвербит :-) .

 Профиль  
                  
 
 Re: Помогите разобраться: откуда взялись свойства чисел
Сообщение28.03.2019, 11:56 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


23/07/05
17973
Москва
gris в сообщении #1384483 писал(а):
Фихтенгольц предполагает, что даже и рациональные числа знакомы уже из школы. И приводит не все, а основные их свойства, из которых полный перечень можно вывести.
Собственно, введение натуральных чисел, видимо, следует отнести к основаниям математики, целые и рациональные — это алгебра, а математический анализ начинается с введения действительных чисел.

 Профиль  
                  
 
 Re: Помогите разобраться: откуда взялись свойства чисел
Сообщение28.03.2019, 12:08 


24/03/19
19
gris в сообщении #1384483 писал(а):
Не поленившись, посмотрел. Фихтенгольц предполагает, что даже и рациональные числа знакомы уже из школы.

Непонятно тогда, зачем так дотошно доказывать свойства единственности и существования разности, частного, симметричных чисел и неравенств - они тоже вроде знакомы со школы и не менее очевидны, чем свойства натуральных чисел. Да и производные с интегралами тоже. Я просто логики не пойму.

gris в сообщении #1384483 писал(а):
а первоначальное занудство оставить теории чисел и Бурбакам, буде засвербит :-) .

Я вот и пытаюсь уже довольно долго найти это первоначальное занудство :D Только во всем, что я читаю по теории чисел, я ответов на свои вопросы не нахожу. Там какая-то своя дичь. Она может и увлекательна сама по себе, но в упор не вижу, как она пересекается с моими вопросами по матану.

-- 28.03.2019, 12:10 --

Someone в сообщении #1384493 писал(а):
gris в сообщении #1384483 писал(а):
Фихтенгольц предполагает, что даже и рациональные числа знакомы уже из школы. И приводит не все, а основные их свойства, из которых полный перечень можно вывести.
Собственно, введение натуральных чисел, видимо, следует отнести к основаниям математики, целые и рациональные — это алгебра, а математический анализ начинается с введения действительных чисел.

Можете посоветовать какую-то на ваш взгляд хорошую литературу по этим разделам? Хочется начать с самого основания и плавно перейти к матану.

 Профиль  
                  
 
 Re: Помогите разобраться: откуда взялись свойства чисел
Сообщение28.03.2019, 12:26 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


13/08/08
14463
Фихтенгольц подробно рассматривает свойства действительных чисел. Для матанализа очень важны не столько их алгебраические, сколько топологические и метрические свойства. Непрерывность, полнота и так далее. Нужно их глубокое понимание, что обычному школьнику не по силам. А ещё обычно курсы начинаются с множеств. Представляете, что бы испытал первокурсник, если ему начать читать теорию множеств во всех подробностях? Да, как уже сказали, это относится к основаниям математики, а для их изучения необходима математическая логика. Самые хорошие учебники по матанализу из категории "для втузов" :-)
А в математических заведениях есть кафедры матанализа, довольно многочисленные. Там уж знают всё про методологию преподавания. При самостоятельном изучении легко заблудиться именно в основаниях. Мне кажется, что туда надо заглядывать уже после хорошего изучения основного курса матанализа (до Фурье), а также линейной алгебры, основ функана и прочего. Будет легче.

 Профиль  
                  
 
 Re: Помогите разобраться: откуда взялись свойства чисел
Сообщение28.03.2019, 12:37 


05/09/16
11551
RoadRunner в сообщении #1384497 писал(а):
со школы и не менее очевидны, чем свойства натуральных чисел. Да и производные с интегралами тоже.

Так ведь почти весь Фихтенгольц про "производные с интегралами", вы чего? :shock:

 Профиль  
                  
 
 Re: Помогите разобраться: откуда взялись свойства чисел
Сообщение28.03.2019, 13:57 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
RoadRunner в сообщении #1384497 писал(а):
Хочется начать с самого основания

Это ошибка. В математике "основания" - более сложный и продвинутый предмет.

RoadRunner в сообщении #1384454 писал(а):
Мне непонятна мотивация введения этих понятий именно таким, надо сказать, нетривиальным образом. О ней (мотивации) в учебниках по мат. анализу ни слова не сказано. Возникает вопрос: а где сказано? Из каких соображений вообще взялись подобные формулировки? Где об этом можно найти информацию?

Есть некоторое количество учебников с изложением мотивации. И книги по истории математики. Но всё-таки пока вам не стоит в них спешить. По той причине, что мотивация лежит впереди. Есть более сложные математические теории и понятия, которые хорошо ложатся на именно такую систему начальных понятий. Но вы этих сложных понятий пока не знаете, и если вам их просто назвать, это для вас будет пустой звук.

Например, система понятий для сложения (она называется алгебраической группой) встречается:
- в системах чисел (целые, действительные, комплексные), в том числе и для умножения (если убрать из этих систем 0);
- в алгебре векторов;
- в разнообразных системах преобразований: геометрические повороты вокруг точки, параллельные переносы; или например, действия над кубиком Рубика (там не выполняются "переместительное свойство", это случается довольно часто)...

Система понятий для сложения и умножения (она называется алгебраическим кольцом) встречается:
- опять же, в системах чисел;
- в системе десятичных дробей, или в системе двоичных дробей;
- в системе остатков от деления целых чисел на какое-то одно фиксированное целое число - такие остатки можно складывать и умножать, вычитать и иногда делить нацело;
- множество функций, если взять функции на одной и той же области определения, образует кольцо: их можно складывать и умножать.
При некоторых условиях (если всегда можно делить на любой элемент, не равный 0), кольцо называется полем.

Система понятия для сложения между собой и умножения на числа - это другая система понятий, она называется в разных вариантах алгебраическим модулем или векторным пространством. Примеры:
- и снова, системы чисел;
- также векторным пространством является координатная плоскость и координатное пространство;
- можно взять на координатной плоскости только точки с обеими целыми координатами - "целочисленную решётку". Это тоже будет векторное пространство, если разрешить умножение на целые числа.
- множество функций, опять же на одной и той же области определения, образует векторное пространство.

Дальше вам встретятся и другие объекты похожих типов (комплексные числа, кватернионы, матрицы, тензоры, перестановки, операторы, и т.д.).

-- 28.03.2019 14:06:13 --

RoadRunner в сообщении #1384476 писал(а):
В нем и проблема: мы про единицу постулировали только ее свойство $a\cdot1=a$. Формально, больше о ней инфы нет. Мы даже не можем утверждать, что 1+1=2.

Я на это наткнулся, когда пытался понять его (Фихтенгольца) доказательство свойства плотности рациональных чисел, а именно: что из $a>b$ следует $a>\frac{a+b}{2}>b$. Всплывает двойка, которую непонятно как соотносить с единицей, а стало быть и с a, и с b.

Видимо, тут пропущен момент (явно он проговаривается в аксиоматике натуральных чисел). Мы ввели элементы $0$ и $1,$ причём $0\ne 1.$ А дальше, проделывая разные действия с этими элементами, мы быстро натыкаемся на бесконечную серию новых элементов (то, что она бесконечная, где-то заложено в аксиомах):
    $1+1, (1+1)+1, ((1+1)+1)+1,\ldots$
И для неё мы выбираем имена, которые записываются как привычные вам числа:
    $2:=1+1, 3:=(1+1)+1, 4:=((1+1)+1)+1,\ldots$
Дальше можно доказывать теоремы, такого вида: $1+2=3, 2+2=4\ldots$ Но это в сторону от целей Фихтенгольца.

В общем, всегда, когда увидите $2,$ можете думать, что подразумевается $1+1.$

 Профиль  
                  
 
 Re: Помогите разобраться: откуда взялись свойства чисел
Сообщение28.03.2019, 14:16 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


16/07/14
8495
Цюрих

(Оффтоп)

Munin в сообщении #1384530 писал(а):
она называется в разных вариантах алгебраическим модулем или векторным пространством

Всё-таки обычно векторное пространство только над полем, а модуль над произвольным кольцом.

 Профиль  
                  
 
 Re: Помогите разобраться: откуда взялись свойства чисел
Сообщение28.03.2019, 14:23 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Я подразумевал, что модуль и векторное пространство - разные системы понятий. Но достаточно похожие, на начальном уровне знакомства. И операция
может быть примером операции умножения в модуле и в векторном пространстве.

 Профиль  
                  
 
 Re: Помогите разобраться: откуда взялись свойства чисел
Сообщение28.03.2019, 14:42 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


16/07/14
8495
Цюрих
А, я неправильно отнес "в разных вариантах" к "называется" а не к "система понятий".

 Профиль  
                  
 
 Re: Помогите разобраться: откуда взялись свойства чисел
Сообщение28.03.2019, 15:17 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Да, я сформулировал не слишком удачно. Спасибо за вопрос, надеюсь, уточнение поможет.

 Профиль  
                  
 
 Re: Помогите разобраться: откуда взялись свойства чисел
Сообщение28.03.2019, 17:38 
Заслуженный участник


27/04/09
28128
Munin в сообщении #1384530 писал(а):
В общем, всегда, когда увидите $2,$ можете думать, что подразумевается $1+1.$
Кроме того совершенно естественно так думать даже если при этом $1 + 1 = 0$ или например $1 + 1 = (1 + 1 + 1)^{-1}$ (что можно наблюдать в полукольцах с единицей, не содержащих $\mathbb N$): есть единица и ассоциативное сложение — значит, допустимо использовать натуральные числа для названия образов этих чисел при единственном гомоморфизме из $\mathbb N$.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 89 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5, 6  След.

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group