2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу 1, 2  След.
 
 Крестики-крестики
Сообщение07.01.2019, 20:48 


15/05/13
344
Двое игроков по очереди ставят крестики на клетчатом поле размера $n$ на 1. Выигрывает тот, после чьего хода на поле окажется 3 крестика подряд.
При каких $n$ выигрывает второй игрок?

 Профиль  
                  
 
 Re: Крестики-крестики
Сообщение08.01.2019, 04:03 
Аватара пользователя


07/01/16
1633
Аязьма
При $n=6m$ второй выигрывает, но, это, наверное, не всё...

 Профиль  
                  
 
 Re: Крестики-крестики
Сообщение08.01.2019, 05:01 


15/05/13
344
Не только не все, но и не верно. :) Например, при 18 второй проигрывает.

 Профиль  
                  
 
 Re: Крестики-крестики
Сообщение20.12.2024, 09:56 
Аватара пользователя


01/11/14
1993
Principality of Galilee
Сорри за некропостинг, но только сейчас обратил внимание на эту тему 6-летней давности. Как я понимаю, fiviol так и не выложил решение.

Я написал небольшую программку, и получилось вот что: при $n=6\left\lfloor{\dfrac {3m-1}{2}}\right\rfloor,~m\in\mathbb{N}$ выигрывает второй, иначе — первый.

То есть второй выигрывает, если сомножитель при шестёрке не кратен $3$, иначе говоря если длина полосы равна $6, 12, 24, 30, 42, 48, 60,\ldots$ клеток.
Правда, полной уверенности в правильном ответе у меня нет, т.к. программист я очень слабый.
fiviol, это правильный ответ?

 Профиль  
                  
 
 Re: Крестики-крестики
Сообщение20.12.2024, 14:47 


15/05/13
344
Я не помню, знаю ли я ответ. :) Надо будет порешать.

 Профиль  
                  
 
 Re: Крестики-крестики
Сообщение20.12.2024, 15:02 
Аватара пользователя


01/11/14
1993
Principality of Galilee
fiviol в сообщении #1666285 писал(а):
Я не помню, знаю ли я ответ.
Хорошие дела!
А 6 лет назад знали?

 Профиль  
                  
 
 Re: Крестики-крестики
Сообщение20.12.2024, 15:10 


15/05/13
344
Порылся в своих архивах - нет, я решения не знаю, но ответ $6, 12, 24, 30, 42, 48, 60,\ldots$ не верен.
У меня имеется вычисленная на компьютере (не мною) последовательность выигрышных для второго игрока значений $n$ в пределах 10000:
$6, 12, 22, 30, 32, 44, 54, 64, 76, 86, 98, 110, 118, 130, 132, 162, 170, 184, 194, 202, 282, 290, 302, 356, $$1046, 2502, 2752, 2912, 3052, 3076, 7250, 7356, 7866$
(не знаю, есть ли такая на сайте целочисленных последовательностей),
и моё утверждение о том, что у меня при ручных вычислениях в пределах 30 получился тот же набор значений.

-- 20.12.2024, 17:36 --

Уточню: решение мне всё-таки известно в том смысле, что я знаю обоснованный и достаточно простой алгоритм для вычисления значений указанной последовательности.

 Профиль  
                  
 
 Re: Крестики-крестики
Сообщение20.12.2024, 16:38 
Аватара пользователя


01/11/14
1993
Principality of Galilee
fiviol в сообщении #1666290 писал(а):
я знаю обоснованный и достаточно простой алгоритм для вычисления значений указанной последовательности.
Было бы любопытно взглянуть.

 Профиль  
                  
 
 Re: Крестики-крестики
Сообщение20.12.2024, 22:45 


15/05/13
344
Вот тут в комментариях можно почитать:
https://fiviol.livejournal.com/59263.html

 Профиль  
                  
 
 Re: Крестики-крестики
Сообщение31.12.2024, 02:19 
Аватара пользователя


07/01/16
1633
Аязьма
Интересная задача, увлекся шесть лет спустя повторно, правда, не могу похвастаться тем, что решил. В OEIS такой последовательности нет. Поскольку поставить крестик рядом с уже поставленным, или через один, - означает проиграть, каждый поставленный крестик "запрещает" от $3$ до $5$ клеток. Буду в дальнейшем обозначать подобное как $3\div5$.
Задачу можно сформулировать так: дано мультимножество натуральных чисел $A=\{a_i\}$; за один свой ход (полуход) игрок может и должен сделать одно из следующего:
- убрать одно любое $a_i\leqslant5$
- уменьшить одно любое $a_i\geqslant4$ на $3\div5$ так, чтобы результат был положительным
- убрать одно любое $a_i\geqslant7$ и добавить два натуральных числа $x, a_i-x-5$
Исходно $A=\{n\}$, выигрывает тот, после чьего хода$A=\varnothing$
Теперь, начнем с конца и увидим, что второй игрок форсированно выигрывает ровно за два полухода при $A=\{6\}$ или $A=\{1\div3,1\div3\}$. Двигаясь назад, найдем варианты, форсированно выигрываемые вторым ровно за четыре полухода при его оптимальной игре:$$A=\begin{cases}\{12\}\\
\{6,6\};\{1\div3,9\div11\}\\
\{1\div3,1\div3,6\}\\
\{1\div3,1\div3,1\div3,1\div3\}\end{cases}$$И есть еще одна неприятная вариация, когда второй выигрывает за два полухода или за четыре, в зависимости от поведения первого, это $A=\{4\div5,4\div5\}$. Такие вариации, зависящие от поведения первого игрока, будут всегда, поскольку в целом "извести" какое-то $n$ можно за $\lceil{n/5}\rceil\div{\lceil{n/3}\rceil}$ полуходов. Для написания внятного алгоритма осталось четко сформулировать закономерность, по к-рой варианты двигаются "назад", этого у меня пока нет. Я, кхм, формально пишу, например, $12=1\div3\oplus9\div11$, но как именно работает это $\oplus$ - не допер

 Профиль  
                  
 
 Re: Крестики-крестики
Сообщение31.12.2024, 12:52 
Заслуженный участник


12/08/10
1694
waxtep в сообщении #1667877 писал(а):
но как именно работает это $\oplus$ - не допер

Функция Шпрага-Гранди и двоичный XOR

 Профиль  
                  
 
 Re: Крестики-крестики
Сообщение31.12.2024, 14:58 
Аватара пользователя


07/01/16
1633
Аязьма
Null так просто, в самом деле? xor из индикаторов выигрыша для возможных вариантов после полухода. При этом можно сразу убирать симметричные варианты, они по-любому друг с другом поксорятся в ноль. Можно будет на досуге запрогать, а перед этим желательно ещё и подумать. Спасибо и с наступающим! :-)

-- 31.12.2024, 15:08 --

waxtep в сообщении #1667955 писал(а):
xor из индикаторов выигрыша для возможных вариантов после полухода
А нет, посложнее, в общем, следует вдуматься

 Профиль  
                  
 
 Re: Крестики-крестики
Сообщение01.01.2025, 02:51 
Аватара пользователя


07/01/16
1633
Аязьма
Да, похоже, эта шайтан-машина работает! Мне хватило усидчивости дойти на бумажке до $n=32$. Действительно, не разбираясь детально в теории (это не успел), выглядит как магия: все разнообразие вариантов прячется в xor между "уровнями новизны" для постановки крестика вдали от краёв поля

 Профиль  
                  
 
 Re: Крестики-крестики
Сообщение03.01.2025, 01:41 


15/05/13
344
Если вам показалось, что вы разобрались в решении задачи, переходите к рассмотрению игры, где выигрывает тот, после чьего хода на поле окажется 4 крестика подряд. :-)

 Профиль  
                  
 
 Re: Крестики-крестики
Сообщение04.01.2025, 11:33 
Аватара пользователя


07/01/16
1633
Аязьма
fiviol в сообщении #1668278 писал(а):
Если вам показалось, что вы разобрались в решении задачи, переходите к рассмотрению игры, где выигрывает тот, после чьего хода на поле окажется 4 крестика подряд. :-)
Не могу похвастаться, что разобрался, поскольку предложенная уважаемым Null общая теория явилась для меня deus ex machina. И она же убивает любую игру, где двое ходят одинаковыми крестиками! Расставил аккуратно конечные позиции и пошёл ксорить направо и налево. Нужен какой-то новый поворот сюжета, отменяющий этого Герцшпрунга-Рассела Шпрага-Гранди

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 20 ]  На страницу 1, 2  След.

Модератор: Модераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group