И вот всё идёт к тому, что придётся брать интеграл от массы по-времени, а я не совсем понимаю его физический смысл.
Есть такой метод составления интеграла или диффура - "давайте посмотрим, что происходит на малых промежутках (времени, расстояния, чего-то ещё)".
На примере этой задачи:
1. Какое будет приращение работы при малом смещении капли?
2. В этом случае изменением массы капли можно пренебречь. Тогда можно записать так:
(1)
"Большие дельты" подчеркивают, что величины малые, но вполне себе конечные, и мы можем с ними обращаться, как с обычными конечными величинами. Знак "примерно равно" подчеркивает, что это не строгое равенство, а примерное.
откладывается сверху вниз - то есть это пройденное каплей расстояние.
3.
у нас функция от времени, а не от расстояния (
). А дельта стоит у расстояния. Надо, чтобы было одинаково. Есть два варианта - вывести функцию
, или заменить
на
, понятно не просто заменить, а используя известные соотношения. Воспользуемся вторым способом.
4.
где
- момент времени, когда капля начала проходить промежуток
,
- момент времени, когда капля закончила проходить промежуток
. То есть
5. Разложим разницу квадратов:
заметим, что
- это среднее арифметическое начального и конечного момента времени для промежутка
6. Подставляем всё в (1)
Полная работа состоит из суммы этих маленьких кусочков (от момента времени, когда капля начала падать и испаряться, до того, как испарилась совсем).
7. Переходом
из суммы получаем определенный интеграл и берем его.
Пользуясь подобным методом школьник должен уметь вывести, например, формулу Циолковского.
Но эти костылики нужно ровно один год. Уже на первом курсе нужно уметь сразу писать:
(тут уже строгое равенство), после чего сразу переходить к интегралу, в котором делать замену переменной интегрирования.