2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


Посмотреть правила форума



Начать новую тему Ответить на тему На страницу 1, 2  След.
 
 Равносильны ли задачи?
Сообщение20.09.2018, 08:28 


20/09/18
14
Здравствуйте, уважаемые форумчане! Меня интересует ответ на следующий вопрос: равносильны ли задачи 1 и 2?

Задача 1. Решите совокупность неравенств $\left[ \begin{array}{l}\frac{{{x^2}}}{{x - 1}} < 0,\\\frac{{{x^2}}}{{x + 1}} \le 0.\end{array} \right.$

Задача 2. Найдите область истинности предиката $P\left( x \right) = \left( {\frac{{{x^2}}}{{x - 1}} < 0} \right) \vee \left( {\frac{{{x^2}}}{{x + 1}} \le 0} \right)$.

 Профиль  
                  
 
 Re: Равносильны ли задачи?
Сообщение20.09.2018, 08:39 


21/05/16
4292
Аделаида
Да.

 Профиль  
                  
 
 Re: Равносильны ли задачи?
Сообщение20.09.2018, 09:00 


20/09/18
14
kotenok gav в сообщении #1340228 писал(а):
Да.

В задачнике приведен ответ к задаче 1 $x<1$. Значит, значение $x=-1$ является решением указанной совокупности.
Но принадлежит ли значение $x=-1$ области определения предиката $P(x)$?

 Профиль  
                  
 
 Re: Равносильны ли задачи?
Сообщение20.09.2018, 09:06 


21/05/16
4292
Аделаида
Pygmalion в сообщении #1340230 писал(а):
В задачнике приведен ответ к задаче 1 $x<1$.

Этот ответ неправилен.

 Профиль  
                  
 
 Re: Равносильны ли задачи?
Сообщение20.09.2018, 09:23 


20/09/18
14
kotenok gav в сообщении #1340231 писал(а):
Pygmalion в сообщении #1340230 писал(а):
В задачнике приведен ответ к задаче 1 $x<1$.

Этот ответ неправилен.


Почему?

Задача 1 (№ 8.91, в), стр. 98 ) взята из книги «Сборник задач по алгебре: учеб. пособие для 8-9 кл. с углуб. изучением математики» , М.: Просвещение 2001 г, авторы: М. Л. Галицкий и др.
В этом же задачнике на стр. 59 приведено следующее определение: несколько неравенств с одной переменной образуют совокупность, если ставится задача найти все числа, каждое из которых является решением хотя бы одного из заданных неравенств.
В соответствии с приведенным выше определением ответ к задаче 1 указан верно.

 Профиль  
                  
 
 Re: Равносильны ли задачи?
Сообщение20.09.2018, 09:55 


21/05/16
4292
Аделаида
Хорошо, тогда
Pygmalion в сообщении #1340230 писал(а):
принадлежит ли значение $x=-1$ области определения предиката $P(x)$?

Нет, но это неважно.

 Профиль  
                  
 
 Re: Равносильны ли задачи?
Сообщение20.09.2018, 10:00 


20/09/18
14
kotenok gav, т.е. получается, что задачи 1 и 2 не равносильны?

 Профиль  
                  
 
 Re: Равносильны ли задачи?
Сообщение20.09.2018, 10:03 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
kotenok gav в сообщении #1340231 писал(а):
Этот ответ неправилен.

Правилен.

Pygmalion в сообщении #1340230 писал(а):
В задачнике приведен ответ к задаче 1 $x<1$. Значит, значение $x=-1$ является решением указанной совокупности.
Но принадлежит ли значение $x=-1$ области определения предиката $P(x)$?

Непонятно, зачем вам такие формальности в 9 классе.

Но предикат
можно понимать как определённый на всей прямой $\mathbb{R}$:
- в тех точках, где неравенства неверны,
- и в тех точках, где их нельзя вычислить,
предикат считается ложным, а в остальных - истинным.

Можете считать, что в каждой конкретной точке $x\in\mathbb{R}$ некто задаёт вам вопрос: "верно ли, что $\tfrac{x^2}{x - 1}<0$?" В случае, если вы не можете вычислить выражение, вы, очевидно, отвечаете: "нет, неверно!" И в случае, если неравенство не выполняется, отвечаете так же. Потом то же происходит с $\frac{x^2}{x + 1}\leqslant 0.$ И потом некто объединяет по "или" ваши ответы.

 Профиль  
                  
 
 Re: Равносильны ли задачи?
Сообщение20.09.2018, 10:25 


20/09/18
14
Munin, т.е. Вы считаете, что областью определения предиката $P(x)$ является множество $R$ всех действительных чисел?

 Профиль  
                  
 
 Re: Равносильны ли задачи?
Сообщение20.09.2018, 11:59 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Вообще-то к каждому предикату должно быть указано, на каком множестве он определён. "Гадать" по виду формулы - это плохая идея. В школе её дают по другой причине: чтобы люди научились не подставлять что попало куда попало, в первую взятую формулу. Но вообще в математике формула и область определения - две разные вещи, живущие своей жизнью. (Не говоря о том, что формулы может вообще не быть.)

Но пока вы школьник, практически можете всегда предполагать множество действительных чисел (когда явно не указано иное). Если функция задана формулой, то иногда из-за особенностей формулы, она может в каких-то точках не иметь смысла, тогда функция там не определена. Но выражение "$f(x)<0$" может иметь смысл, как предикат, даже если $f(x)$ в точке не имеет смысла: просто этот предикат ложен.

 Профиль  
                  
 
 Re: Равносильны ли задачи?
Сообщение20.09.2018, 12:24 
Аватара пользователя


31/08/17
2116
Считать ли предикат ложным в точке $x=-1$ или считать, что эта точка не принадлежит его области определения -- это вопрос договоренности, который должен быть явно прописан в учебнике

 Профиль  
                  
 
 Re: Равносильны ли задачи?
Сообщение20.09.2018, 12:51 


20/09/18
14
pogulyat_vyshel в сообщении #1340273 писал(а):
Считать ли предикат ложным в точке $x=-1$ или считать, что эта точка не принадлежит его области определения -- это вопрос договоренности, который должен быть явно прописан в учебнике


pogulyat_vyshel, пожалуйста, Вы можете назвать хотя бы один учебник, в котором написано определение области определения предиката, по которому в задаче 2 значение $x=-1$ входит в область определения предиката $P(x)$. Буду Вам очень благодарен.

-- 20.09.2018, 12:54 --

-- 20.09.2018, 12:56 --

Munin в сообщении #1340270 писал(а):
Вообще-то к каждому предикату должно быть указано, на каком множестве он определён. "Гадать" по виду формулы - это плохая идея. В школе её дают по другой причине: чтобы люди научились не подставлять что попало куда попало, в первую взятую формулу. Но вообще в математике формула и область определения - две разные вещи, живущие своей жизнью. (Не говоря о том, что формулы может вообще не быть.)

Но пока вы школьник, практически можете всегда предполагать множество действительных чисел (когда явно не указано иное). Если функция задана формулой, то иногда из-за особенностей формулы, она может в каких-то точках не иметь смысла, тогда функция там не определена. Но выражение "$f(x)<0$" может иметь смысл, как предикат, даже если $f(x)$ в точке не имеет смысла: просто этот предикат ложен.


Munin, спасибо за Ваш ответ. Но почему же тогда в задачниках есть масса задач, где числовые функции задаются с помощью формулы и об их области определения ничего не сказано? Как же так? Я должен сам догадаться?

 Профиль  
                  
 
 Re: Равносильны ли задачи?
Сообщение20.09.2018, 14:04 
Аватара пользователя


31/08/17
2116
Пожалуй я это свое высказывание снимаю
pogulyat_vyshel в сообщении #1340273 писал(а):
Считать ли предикат ложным в точке $x=-1$ или считать, что эта точка не принадлежит его области определения -- это вопрос договоренности, который должен быть явно прописан в учебнике

 Профиль  
                  
 
 Re: Равносильны ли задачи?
Сообщение20.09.2018, 14:05 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Pygmalion в сообщении #1340275 писал(а):
Но почему же тогда в задачниках есть масса задач, где числовые функции задаются с помощью формулы и об их области определения ничего не сказано? Как же так? Я должен сам догадаться?

Да. Есть правила, по которым определяют область определения числовых функций. (В школе это называют ОДЗ - областью допустимых значений.)
По сути, их немного:
    $\dfrac{f}{g}\quad\Rightarrow\,\,g\ne 0$ - нельзя делить на ноль, так что все точки, в которых знаменатель любого деления оказывается нулём, выбрасываются из области определения;

    $\sqrt{f},\sqrt[2k]{f}\quad\Rightarrow\,\,f\geqslant 0$ - в школе принято соглашение, что знак корня означает "арифметический корень", и для чётных степеней под корнем должно стоять неотрицательное число;

    $f^g\quad\Rightarrow\,\,(f>0)\,\,\pmb{\vee}\,\,(f=0\,\,\wedge\,\,g>0)\,\,\pmb{\vee}\,\,(f<0\,\,\wedge\,\,g\in\mathbb{Z})$ - правила возведения в степень сложны, и иногда по-разному сформулированы, но с этим обычно проблем не возникает - составители задач сами избегают "топкой почвы";

    $\log_g f\quad\Rightarrow\,\,f>0\,\,\wedge\,\,g>0\,\,\wedge\,\,g\ne 1$ - тут всё достаточно просто;
Ну и просто для некоторых других именованных функций надо запомнить области определения:
    $\tg f\quad\Rightarrow\,\,f\ne \tfrac{\pi}{2}+\pi k\quad(k\in\mathbb{Z})$;
    $\ctg f\quad\Rightarrow\,\,f\ne\pi k\quad(k\in\mathbb{Z})$;
    $\arcsin f,\arccos f\quad\Rightarrow\,\,f\in[-1,1]$
Если я какие-то забыл, извините.

 Профиль  
                  
 
 Re: Равносильны ли задачи?
Сообщение20.09.2018, 15:16 


20/09/18
14
Munin, спасибо!
Т.е. областью определения (естественной областью определения) числовой функции, заданной формулой $y=f(x)$, называется множество всех значений переменной $x$, при которых выражение $f(x)$ существует.

Но и для данного предиката $P(x)$ тоже можно указать естественную область определения. Ведь из условия следует, что переменная $x$ может принимать только числовые значения. Значит, естественная область определения предиката $P(x)$ - это множество $\[\left( { - \infty ; - 1} \right) \cup \left( { - 1;1} \right) \cup \left( {1; + \infty } \right)\]$. Так?

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 27 ]  На страницу 1, 2  След.

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group