2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу 1, 2  След.
 
 Задача 8 класс. Коэфф.линейного теплового расширения.
Сообщение17.09.2018, 14:26 


17/09/18
4
Не смог решить эту задачу для внучки. Вот ее полный текст.

"Часы с металлическим маятником спешат на 8 с в сутки при температуре 3 град.С и отстают на 7 с за сутки при температуре 23 град.С. Определите средний коэффициент линейного теплового расширения материала маятника и температуру, при которой часы будут идти правильно."

Во второй части ответ для точного хода = 14 град.С. Решил графически, с учетом базовых знаний внучки.
А вот с первой частью не получилось. Буду признателен за помощь!

Мое образование высшее техническое, физику уважал . И такое ощущение, что эта задача все же не для школьников.

Учебник: Физика : учебник для 8 кл. с углубленным .изучением физики / Т. М. Засекина, — К. : УОВЦ «Орион», 2016. — 272 с.
Эта задача на стр.33.

 Профиль  
                  
 
 Re: Задача 8 класс. Коэфф.линейного теплового расширения.
Сообщение17.09.2018, 14:52 
Заслуженный участник


09/05/12
25179
Задача для школьников, но не для 8 класса (и, кстати, в упомянутом учебнике ничего подобного найти не удалось). Формула для периода математического маятника известна (не вам, конечно, а внучке)? Строго говоря, конечно, маятник физический, но это уже точно слишком (да и задача сводится к математическому маятнику, что, правда, 8-классник знать не должен).

 Профиль  
                  
 
 Re: Задача 8 класс. Коэфф.линейного теплового расширения.
Сообщение17.09.2018, 15:07 


05/09/16
11525
s62 в сообщении #1339663 писал(а):
И такое ощущение, что эта задача все же не для школьников.
Зависит от
s62 в сообщении #1339663 писал(а):
с учетом базовых знаний внучки.


1. Записываете формулу зависимости периода колебаний маятника от его длины.
2. Записываете формулу зависимости длины маятника от температуры.
3. Записываете отношение периодов "холодного" и "горячего" маятников - тут у вас появится коэффициент теплового расширения.
4. Приравниваете полученное в (3) к данным из задачи.
5. Решаете получившееся уравнение относительно коэффициента теплового расширения.

 Профиль  
                  
 
 Re: Задача 8 класс. Коэфф.линейного теплового расширения.
Сообщение17.09.2018, 15:34 


17/09/18
4
Внучка поступила в Морской лицей, это г.Николаев, Украина.
Учебник на украинском, а я сделал перевод задачи.
Полное название учебника: Фізика : підруч. для 8 кл. загальноосвіт. навч. закладів з поглибленим вивченням фізики / Т. М. Засєкіна, Д. О. Засєкін. — К. : УОВЦ «Оріон», 2016. — 272 с.
Учебник есть в сети. Там задача на стр.33.
Такое ощущение, что в задаче не хватает начальной длины маятника. А в целом, похоже, что авторы учебника изрядно поторопились, предлагая такую задачу в 8 классе.

Спасибо за ответы.

 Профиль  
                  
 
 Re: Задача 8 класс. Коэфф.линейного теплового расширения.
Сообщение17.09.2018, 15:49 


05/09/16
11525
s62 в сообщении #1339663 писал(а):
Во второй части ответ для точного хода = 14 град.С. Решил графически, с учетом базовых знаний внучки.

А как это графически? И какая погрешность (ваша оценка) получилась?

 Профиль  
                  
 
 Re: Задача 8 класс. Коэфф.линейного теплового расширения.
Сообщение17.09.2018, 16:05 


17/09/18
4
[/quote] А как это графически? И какая погрешность (ваша оценка) получилась?[/quote]
Она только в конце 7 класса изучила методы, в том числе графический, решения решения системы линейных уравнения с двумя неизвестными. То есть, построения функции по двум произвольным точкам еще не знает. Также не изучала графики других функций кроме линейных. Учитывая это, я предположил, что зависимость в задаче будет линейной (она линейно спадающая), и графически нашел точку пересечения линии с осью Х, т.е. когда погрешность будет нулевой.

 Профиль  
                  
 
 Re: Задача 8 класс. Коэфф.линейного теплового расширения.
Сообщение17.09.2018, 16:07 
Заслуженный участник


20/08/14
11172
Россия, Москва
wrest в сообщении #1339691 писал(а):
А как это графически?
Да график построить, линейной зависимость секунд от градусов, отложить две известные точки и найти температуру для точного хода (пересечение с ОХ). При аккуратном построении графика получить точность в полградуса нетрудно. Ну или пропорцию, разности секунд к разности градусов и решить. Получается нечто типа $3°C+32°/3 \approx 13{,}7°C$. Погрешность от спрямления квадратичности менее 0.02%.
Разумеется линейное спрямление неправильно, но в заданных условиях даёт правильный ответ. :-)

-- 17.09.2018, 16:09 --

s62 в сообщении #1339695 писал(а):
Учитывая это, я предположил, что зависимость в задаче будет линейной (она линейно спадающая),
На самом деле там корень, но из-за относительной близости периодов и малости коэффициента расширения он на интересующем участке температур очень близок к прямой.

 Профиль  
                  
 
 Re: Задача 8 класс. Коэфф.линейного теплового расширения.
Сообщение17.09.2018, 16:50 


05/09/16
11525
s62 в сообщении #1339695 писал(а):
Она только в конце 7 класса изучила методы, в том числе графический, решения решения системы линейных уравнения с двумя неизвестными. То есть, построения функции по двум произвольным точкам еще не знает. Также не изучала графики других функций кроме линейных.

А почему там два неизвестных? Изменение $15$ секунд на $20$ градусов, то есть $3/4$ секунды на градус.

А напомните, у вас последний 11-й класс или 10-й?

Так коэффициент расширения-то нашли?

-- 17.09.2018, 16:52 --

Dmitriy40 в сообщении #1339696 писал(а):
Получается нечто типа $3°C+32°/3 \approx 13{,}7°C$. Погрешность от спрямления квадратичности менее 0.02%.

Да, у меня тоже так получилось (без спрямления), но поскольку градус-то получился не очень круглый (а в подобных задачах обычно получается что-нибудь типа $\approx 8,001 ^\circ C$), то вот я и спросил про погрешность.

 Профиль  
                  
 
 Re: Задача 8 класс. Коэфф.линейного теплового расширения.
Сообщение17.09.2018, 17:20 
Заслуженный участник


20/08/14
11172
Россия, Москва

(Методический вопрос к преподавателям математики/физики)

Интересно, температура задана с точностью примем 0.3% (в Кельвинах понятно), а вот времена - по идее с точностью почти 0.001%. При попытке привести исходные данные к одной точности получим абсурд (нулевой уход часов), но может и не абсурд, но задачу точно решим неправильно (под ответ подойдёт любая температура в диапазоне сотен градусов). Вопрос: как тут правильно быть с погрешностями и почему нельзя округлять исходные данные до одинаковой наихудшей точности? Или у меня бред и округлять можно только результат, но не исходные и промежуточные данные? Я понимаю что нельзя, но как-то это смущает, ведь те же $\pi$ или $G$ или $N_A$ в школе никогда не берут с лишней точностью, всегда округляют до точности прочих параметров. Или это правило (брать лишь необходимое количество знаков) не распространяется на исходные данные? Что-то я подзапутался, и не в математике, а скорее в методологии.

 Профиль  
                  
 
 Re: Задача 8 класс. Коэфф.линейного теплового расширения.
Сообщение17.09.2018, 17:35 


05/09/16
11525
Dmitriy40 в сообщении #1339723 писал(а):
под ответ подойдёт любая температура в диапазоне сотен градусов

Вы чего-то не учитываете. Разброс будет 2 градуса.
То есть -- пусть время известно с погрешностью в $\pm$ полсекунды, температура $\pm$ полградуса. Откуда сотни градусов возьмутся?

 Профиль  
                  
 
 Re: Задача 8 класс. Коэфф.линейного теплового расширения.
Сообщение17.09.2018, 17:39 
Заслуженный участник


09/05/12
25179
Dmitriy40 в сообщении #1339723 писал(а):
Вопрос: как тут правильно быть с погрешностями и почему нельзя округлять исходные данные до одинаковой наихудшей точности? Или у меня бред и округлять можно только результат, но не исходные и промежуточные данные? Я понимаю что нельзя, но как-то это смущает, ведь те же $\pi$ или $G$ или $N_A$ в школе никогда не берут с лишней точностью, всегда округляют до точности прочих параметров. Или это правило (брать лишь необходимое количество знаков) не распространяется на исходные данные? Что-то я подзапутался, и не в математике, а скорее в методологии.
Скорее уж вы помните про округление, но забыли, зачем оно надо. :-)

Идея с округлением сразу исходных данных работает в ситуации, когда эти исходные данные в дальнейшем умножаются, делятся, возводятся в степени и т.п. Тогда действительно срабатывает правило сложения относительных погрешностей, и таскать за собой лишние значащие цифры операндов незачем.

Однако возможна ситуация, когда где-то в процессе решения требуется исходные данные вычитать (или складывать данные с разными знаками, что в конечном счете дает тот же эффект). В этом случае, если данные близки, при вычитании произойдет существенная потеря точности, а предварительное округление просто уничтожит содержательную информацию. В данном случае получается нечто подобное: при решении понадобится не время само по себе, а разница времен, показываемых часами, поэтому предварительное округление делать нельзя.

В рафинированном виде тот же эффект можно заметить, если решать какую-то такую задачу: "За 1 час пешеход прошел по дороге расстояние от километрового столбика с отметкой 1234 до столбика с отметкой 1238, с какой средней скоростью двигался пешеход?"

 Профиль  
                  
 
 Re: Задача 8 класс. Коэфф.линейного теплового расширения.
Сообщение17.09.2018, 17:39 


05/09/16
11525
Dmitriy40 в сообщении #1339723 писал(а):
Или у меня бред и округлять можно только результат, но не исходные и промежуточные данные?

Округление промежуточных данных = внесение случайных погрешностей. Смотря как будете округлять: если вносите погрешность на пару порядков меньшую, то о'к.

 Профиль  
                  
 
 Re: Задача 8 класс. Коэфф.линейного теплового расширения.
Сообщение17.09.2018, 18:12 
Заслуженный участник


20/08/14
11172
Россия, Москва
wrest в сообщении #1339730 писал(а):
Вы чего-то не учитываете. Разброс будет 2 градуса.
Если округлить времена до 0.3%, т.е. до 260с, это даст диапазон температуры примерно в 195° (и более 340° при учёте квадратичности). А если взять крайние допуски на исходные данные, то и более 390° за счёт уменьшения коэффициента расширения.

Pphantom в сообщении #1339732 писал(а):
В данном случае получается нечто подобное: при решении понадобится не время само по себе, а разница времен, показываемых часами, поэтому предварительное округление делать нельзя.
Секундочку, вот тут не понял: у меня при решении (точном, через маятник) нет вычитаний периодов, лишь их отношения, причём числа 86408, 86400, 86393 (ну или наоборот +7 и -8, уже не суть). Их относительная погрешность и есть почти 0.001%. И они не вычитаются и не складываются, только умножение и деление.
Смущает что похоже забыл какую-то банальность, но вот какую ... ступор. :(

 Профиль  
                  
 
 Re: Задача 8 класс. Коэфф.линейного теплового расширения.
Сообщение17.09.2018, 18:19 
Заслуженный участник


09/05/12
25179
Dmitriy40 в сообщении #1339743 писал(а):
И они не вычитаются и не складываются, только умножение и деление.
Вы в конечном счете должны были как-то получить изменение длины, поскольку в выражение для коэффициента расширения оно явно входит. Соответственно, где-то вычитание таки зарыто, просто, возможно, на другой стадии решения.

 Профиль  
                  
 
 Re: Задача 8 класс. Коэфф.линейного теплового расширения.
Сообщение17.09.2018, 18:23 
Заслуженный участник


20/08/14
11172
Россия, Москва
Pphantom
Запишу в ЛС решение, гляньте пожалуйста, не понимаю в чём затык.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 28 ]  На страницу 1, 2  След.

Модераторы: photon, whiterussian, profrotter, Jnrty, Aer, Парджеттер, Eule_A, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group