2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


Посмотреть правила форума



Начать новую тему Ответить на тему На страницу 1, 2  След.
 
 Тема степень с рациональным показателем. Объясните логику?
Сообщение08.07.2018, 16:26 


21/01/18
7
Списал в решебнике задачу. Народ, растолкуйте, пожалуйста логику в этом уравнении. Стоит задача упростить выражение. Казалось бы куда проще.
$\sqrt{5+\sqrt{21}}=\sqrt{5+2*\frac{\sqrt{21}}{\sqrt{4}}}=\sqrt{(\frac{\sqrt{7}}{\sqrt{2}})^2}+2*\frac{\sqrt{7}}{\sqrt{2}}*\frac{\sqrt{3}}{\sqrt{2}}+(\sqrt{\frac{3}{2}})^2=\sqrt{(\sqrt{\frac{7}{2}}+\sqrt{\frac{3}{2}})^2}=\frac{\sqrt{7}+\sqrt{3}}{\sqrt{2}}$

Откуда в уравнении взялось "2*$\frac{\sqrt{21}}{\sqrt{4}}$". 21 ясно, оно в уравнении есть. А вот $\sqrt{4}$ и 2 откуда ? Как и после второго равно взялось четыре дроби, хотя изначально давалось два числа.

 Профиль  
                  
 
 Re: Тема степень с рациональным показателем. Объясните логику?
Сообщение08.07.2018, 16:31 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


23/07/05
17976
Москва
Вообще-то, $\frac 2{\sqrt{4}}=1$. И $\frac{10}2=5$.

 Профиль  
                  
 
 Posted automatically
Сообщение08.07.2018, 17:02 
Заслуженный участник


09/05/12
25179
 i  Тема перемещена из форума «Математика (общие вопросы)» в форум «Помогите решить / разобраться (М)»

 Профиль  
                  
 
 Re: Тема степень с рациональным показателем. Объясните логику?
Сообщение08.07.2018, 17:20 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


27/12/17
1439
Антарктика
Не понимаю, чем полученный ответ проще изначального? Три корня вместо двух, да еще деление.. Может быть, не стОило к общему знаменателю приводить?

 Профиль  
                  
 
 Re: Тема степень с рациональным показателем. Объясните логику?
Сообщение08.07.2018, 17:29 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


13/08/08
14495
Можно встать на позицию составителя задач. Берём простое выражение $2+\sqrt3$ и усложняем его. Например, возводим в квадрат и извлекаем корень: $\sqrt{(2+\sqrt3)^2}$. Раскрываем скобки и приводим подобные. $\sqrt{4+2\cdot 2\cdot \sqrt 3+3}=\sqrt{7+4\sqrt{3}}=\sqrt{7+\sqrt{48}}$. Последнее подаём ученику. Он должен догадаться, что сделал преподаватель, и сделать то же самое в обратном порядке. Логика кубика Рубика.

 Профиль  
                  
 
 Re: Тема степень с рациональным показателем. Объясните логику?
Сообщение08.07.2018, 17:53 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


23/07/05
17976
Москва
thething в сообщении #1325163 писал(а):
Три корня вместо двух, да еще деление.
От корня в знаменателе можно избавиться. Но, конечно, вопрос о том, какое выражение "проще", является несколько неформальным.

 Профиль  
                  
 
 Re: Тема степень с рациональным показателем. Объясните логику?
Сообщение08.07.2018, 17:56 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


11/03/08
9905
Москва
thething в сообщении #1325163 писал(а):
Не понимаю, чем полученный ответ проще изначального? Три корня вместо двух, да еще деление.. Может быть, не стОило к общему знаменателю приводить?


Я бы предположил, что постановка задачи пришла из незапамятных времён, когда не было калькуляторов. И память была натренирована больше, значения корней целых чисел помнились (собственно, даже было такое упражнение на укрепление памяти). И тогда отказ от извлечения корня из многозначного дробного числа был экономией сил. Сейчас, конечно, смысл не просматривается, кроме как упражнения, "гимнастики ума".

-- 08 июл 2018, 18:16 --

oleg_parhimchic в сообщении #1325151 писал(а):
Откуда в уравнении взялось "2*$\frac{\sqrt{21}}{\sqrt{4}}$". 21 ясно, оно в уравнении есть. А вот $\sqrt{4}$ и 2 откуда ? Как и после второго равно взялось четыре дроби, хотя изначально давалось два числа.


Приём, который бывает полезен в такого рода задачах на упрощение, когда нечто под корнем и желательно из-под корня вытащить, состоит в том, что ежели под корнем полный квадрат $(a+b)^2=a^2+2ab+b^2$, то корень исчезнет, аннигилировавшись с двойкой в показателе. Однако у нас не три слагаемых, а два, поэтому надо одно отнести к $2ab$, а второе разбить на два квадрата. Одно из двух слагаемых под корнем целое, второе иррациональное, корень из чего-то, и очевидно, что этот самый корень не может быть квадратом, он $2ab$, а целое надо разбить на два слагаемых, $a^2$ и $b^2$.
Поэтому домножаем корень на два и делим на два, чтобы не изменилось значение. И тут начинаем играть с вариантами. $ab=\frac {\sqrt{21}} 2$ Может, a=21, b=1, или a=3, b=7 (поскольку задача учебная, то мы вправе надеяться, что некрасивых многозначных чисел не будет), или ещё как. Не забывая о двойке в знаменателе, которую надо куда-то приткнуть, к a или b. Проверяем тем, что $a^2+b^2$ должно быть равно целому слагаемому. С какой-то попытки получаем подходящие а и бэ и, наконец, "упрощаем".

 Профиль  
                  
 
 Re: Тема степень с рациональным показателем. Объясните логику?
Сообщение08.07.2018, 18:59 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


23/07/05
17976
Москва
В конце концов, можно "извлечь корень" $\sqrt{a+b\sqrt{c}}=x+y\sqrt{c}$ в общем виде, запомнить формулу и больше не ломать голову над такими задачами…

 Профиль  
                  
 
 Re: Тема степень с рациональным показателем. Объясните логику?
Сообщение09.07.2018, 00:45 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
$\begin{cases} x^2+y^2c=a \\ 2xy=b \end{cases}$
$\begin{cases} (x+y\sqrt{c})^2=a+b\sqrt{c} \\ (x-y\sqrt{c})^2=a-b\sqrt{c} \end{cases}$
необходимо $a-b\sqrt{c}\geqslant 0$
$\begin{cases} x+y\sqrt{c}=\sqrt{a+b\sqrt{c}} \\ |x-y\sqrt{c}|=\sqrt{a-b\sqrt{c}} \end{cases}$
$x,y\sqrt{c}=\dfrac{\sqrt{a+b\sqrt{c}}\pm\!\sqrt{a-b\sqrt{c}}}{2}$
Ну и чем это должно помочь, непонятно? Если считать в уме, то всё равно придётся подбирать по-прежнему. А если на калькуляторе, то каковы шансы получить точный ответ, и чего делать с неточным?

 Профиль  
                  
 
 Re: Тема степень с рациональным показателем. Объясните логику?
Сообщение09.07.2018, 01:21 
Аватара пользователя


26/05/12
1694
приходит весна?
На эту тему мне вспоминается случай, где решение кубического уравнения, полученное по формуле Кардано, и перебором целых чисел, отличаются как небо и земля (в случае перебора — одна цифра, а по формуле — крокодил с кубическими и квадратными корнями). Причём, единственный способ догадаться об упрощении крокодила — это посчитать его на калькуляторе. А единственный способ строго доказать — это восстановить вид уравнения по крокодилу и подобрать решение перебором целых чисел.

 Профиль  
                  
 
 Re: Тема степень с рациональным показателем. Объясните логику?
Сообщение09.07.2018, 02:29 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/01/13
12065
Казань
$$y=\frac{b}{2x}, x^2+\frac{b^2c}{4x^2}=a$$
$$t=x^2, t^2-at+\frac{b^2c}{4}=0$$
$$x^2=\frac{a\pm \sqrt{a^2-b^2c}}{2}$$$$y=\frac{b}{2x}$$

Для $x^2$ получается два решения, но окончательный ответ они дают один и тот же.

 Профиль  
                  
 
 Re: Тема степень с рациональным показателем. Объясните логику?
Сообщение09.07.2018, 11:15 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Да, эти формулы более осмысленные, если корень из $a^2-b^2c$ берётся. Спасибо!

-- 09.07.2018 11:19:56 --

Интересно, что при $c=1$ формулы provincialka продолжают давать однозначный ответ :-)
Интересно, в чём его смысл?..

 Профиль  
                  
 
 Re: Тема степень с рациональным показателем. Объясните логику?
Сообщение09.07.2018, 12:59 
Заблокирован


16/04/18

1129
Раньше это называлось формула сложного радикала.

 Профиль  
                  
 
 Re: Тема степень с рациональным показателем. Объясните логику?
Сообщение09.07.2018, 13:50 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Спасибо!

 Профиль  
                  
 
 Re: Тема степень с рациональным показателем. Объясните логику?
Сообщение09.07.2018, 16:53 


23/11/09
173
B@R5uk Может приведете пример крокодила? Вдруг форум сможет упростить без перебора корней и репутация формулы Кардано будет восстановлена.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 26 ]  На страницу 1, 2  След.

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group