2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


Посмотреть правила форума



Начать новую тему Ответить на тему На страницу 1, 2  След.
 
 Оформление решения ЕГЭ, задание 15
Сообщение17.06.2018, 01:29 


16/10/14

667
Задание, сразу с готовым решением: https://ege.sdamgia.ru/problem?id=520804

Меня вот интересует вопрос, не слишком ли оно (решение) лаконичное? Например одной строчкой заявляется на каких промежутках определена правая часть. Я же пытаюсь всё это подробно расписывать и получается уже на этом начальном этапе решаю три неравенства. Пример того как это у меня выглядит в случае когда я обосновываю промежутки на которых определена правая часть:

Цитата:
$2-\frac{1}{x}>0$

$\frac{2x-1}{x}>0$

Найдём значения $x,$ обращающие в нуль числитель или знаменатель дроби:

$x_1=0;$

$2x_2-1=0$
$2x_2=1$
$x_2=\frac{1}{2};$

Воспользуемся методом интервалов:

Изображение

Будем брать пробные точки из интервалов:

1) $(-\infty; 0),$ пусть $x=-1,$ тогда $\frac{-2-1}{-1}>0;$

2) $(0; \frac{1}{2}),$ пусть $x=0,1,$ тогда $\frac{0,2-1}{0,1}<0;$

3) $(\frac{1}{2}; -\infty),$ пусть $x=1,$ тогда $\frac{2-1}{1}>0;$

Так как неравенство строгое, никаких дополнительных точек к найденным интервалам не присоединяем. Таким образом:

$x\in(-\infty;0)\cup(\frac{1}{2};+\infty);$


В общем полная версия решения заданного в задании неравенства у меня 4 тетрадных страницы занимает и расписывается минут 40. И я опасаюсь, что даже в данном небольшом фрагменте что то не достаточно строго обосновал, пропустил шаг решения или допустил ошибку. А в полной версии решения недочёты найдутся почти наверняка. Например в этом фрагменте я предполагаю наличие следующего недочёта: явно не прописано, что $x_1=0$ обращает знаменатель дроби в $0$

По содержательной части неравенства вопросов нет, вопрос в бессодержательной части, как расписать решение лаконично, но достаточно подробно? Очень надеюсь на помощь участников форума осуществлявших проверку ЕГЭ

 Профиль  
                  
 
 Re: Оформление решения ЕГЭ, задание 15
Сообщение17.06.2018, 03:03 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/01/13
12044
Казань
В "решебниках", которые раздавались проверяющим, конечно, решение краткие. Пожалуй, слишком. Но разводить турусы на колесах тоже ни к чему. Вполне достаточно, например, нарисовать ось, пометить на ней характерные точки (некоторые -- выколотые) и указать каким-то образом знаки. Не объясняя, как они получены (главное -- чтобы были верными)

Ну и, конечно, записать результат, в виде совокупности неравенств или в виде объединения интервалов. Но вообще-то для такого простого подсобного неравенства можно и сразу ответ написать.

В конце концов, проверяющий -- тоже человек, и читать трактат "О ловле блох" как-то утомительно...

 Профиль  
                  
 
 Re: Оформление решения ЕГЭ, задание 15
Сообщение17.06.2018, 03:26 
Заслуженный участник


09/05/13
8904
SpiderHulk в сообщении #1320477 писал(а):
В общем полная версия решения заданного в задании неравенства у меня 4 тетрадных страницы занимает и расписывается минут 40.

Так Вы ничего не успеете.
SpiderHulk в сообщении #1320477 писал(а):
Меня вот интересует вопрос, не слишком ли оно (решение) лаконичное?

Не слишком. Считать ОДЗ, конечно, надо, а не просто писать, чему она равна: авторы текста оставили это читателю. Еще пробел - не упомянуто про положительность аргумента второго логарифма в левой части.

Решение равноценного примера в реальной работе:

Там есть продолжение, но следующей строкой автор, собссно, указывает решение рационального неравенства. (Очень старательный автор, тоже перестраховывался, но не на 4 страницы же.)


Вложения:
ex.jpg
ex.jpg [ 79.32 Кб | Просмотров: 0 ]
 Профиль  
                  
 
 Re: Оформление решения ЕГЭ, задание 15
Сообщение17.06.2018, 11:22 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/01/13
12044
Казань
Otta в сообщении #1320495 писал(а):
Еще пробел - не упомянуто про положительность аргумента второго логарифма в левой части.

Вообще говоря, не обязательно. Для выполнения равенства $\log a-\log b = \log\frac ab$ достаточно положительности одного аргумента, например, $a$. При соблюдении этого условия левая и правая часть совпадают как функции: равны, если $b>0$ и не существуют в противном случае.

Соответственно, неравенство $\log a-\log b > \log c$ при положительности $a$ сводится к виду $\log\frac ab > \log c$, что в свою очередь равносильно $\frac ab> c>0$ (если основание логарифма больше 1).

Конечно, по-хорошему, все это надо явно прописать... И куда проще сразу выяснить ОДЗ и не заморачиваться потом логическими изысками.

Кстати, при проверке подобного задания лично мне пришлось поставить много нулей. Удивительно, но школьники, успешно решающие окончательное неравенство, сплошь и рядом писали, что $2-\frac 1x>0$ равносильно $x>1/2$. На окончательный ответ эта ошибка не влияла, но решение не принималась: ошибка грубая.

 Профиль  
                  
 
 Re: Оформление решения ЕГЭ, задание 15
Сообщение17.06.2018, 14:15 
Заслуженный участник


09/05/13
8904
provincialka в сообщении #1320535 писал(а):
что $2-\frac 1x>0$ равносильно $x>1/2$.

Это вечная ошибка. Если есть потребность кого-то "завалить", лучше этого неравенства нет ничего. Лучше в виде $1/x<2$ )

 Профиль  
                  
 
 Re: Оформление решения ЕГЭ, задание 15
Сообщение17.06.2018, 15:24 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/01/13
12044
Казань
Ага! Там ещё подстава была в том, что промежуток $(-\infty,0)$ не пересекается с решением рационального неравенства. То есть его наличие не влияет на ответ. Если сверять только ответы -- всё правильно! А злой экзаменатор ставит 0...

Довольно неплохо для отсеивания списывающих...

 Профиль  
                  
 
 Re: Оформление решения ЕГЭ, задание 15
Сообщение17.06.2018, 16:21 


07/08/14
4231
Не понятно, почему и тот кто решил, но с потеряным интервалом, и тот кто даже не приступал к решению, оцениваются одинаково.

 Профиль  
                  
 
 Re: Оформление решения ЕГЭ, задание 15
Сообщение17.06.2018, 18:41 


16/10/14

667
Цитата:
$\log_3(x^2+2)-\log_3(x^2-x+12)\geqslant \log(1-\frac{1}{x})$

ОДЗ:

$\left\{
\begin{array}{rcl}
 x^2+2>0; \\
 x^2-x+12>0; \\
 1-\frac{1}{x}>0; \\
\end{array}
\right.\Rightarrow\left\{
\begin{array}{rcl}
 x\in\mathbb{R}; \\
 x\in\mathbb{R}; \\
 x\in (-\infty; 0) \cup (1; +\infty); \\
\end{array}
\right.$

$1-\frac{1}{x}>0$

$\frac{x-1}{x}>0$

$x=0$ или $x=1;$

Метод интервалов:

Изображение

ОДЗ: $x\in (-\infty; 0) \cup (1; +\infty);$

$\frac{x^2+2}{x^2-x+12}\geqslant 1-\frac{1}{x}$

$\frac{x^2+2}{x^2-x+12}\geqslant \frac{x-1}{x}$

$\frac{x^2+2}{x^2-x+12} - \frac{x-1}{x} \geqslant 0$

$\frac{x(x^2+2)-(x^2-x+12)(x-1)}{x(x^2-x+12)} \geqslant 0$

$\frac{x^3+2x-(x^3-x^2+12x-x^2+x-12)}{x(x^2-x+12)} \geqslant 0$

$\frac{x^3+2x-x^3+x^2-12x+x^2-x+12}{x(x^2-x+12)} \geqslant 0$

$\frac{2x^2+2x-12x-x+12}{x(x^2-x+12)} \geqslant 0$

$\frac{2x^2-11x+12}{x(x^2-x+12)} \geqslant 0$

$x=0$ или $2x^2-11x+12=0;$

$D=121-96=25; \sqrt{D}=5;$

$x=\frac{11-5}{4}=1\frac{1}{2}$ или $x=\frac{11+5}{4}=4;$

Метод интервалов:

Изображение

Учитывая ОДЗ изначального неравенства:

Изображение

$x\in (1; 1\frac{1}{2}] \cup  [4; +\infty)$


Вот если решение будет расписано именно так, оно будет оценено двумя баллами?

 Профиль  
                  
 
 Re: Оформление решения ЕГЭ, задание 15
Сообщение17.06.2018, 19:30 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/01/13
12044
Казань
Вполне, мне кажется!

-- 17.06.2018, 19:32 --

upgrade в сообщении #1320598 писал(а):
Не понятно, почему и тот кто решил, но с потеряным интервалом, и тот кто даже не приступал к решению, оцениваются одинаково.

А я не понимаю, как можно таким образом решить простое неравенство, если претендуешь на знание темы!

 Профиль  
                  
 
 Re: Оформление решения ЕГЭ, задание 15
Сообщение17.06.2018, 23:42 


07/08/14
4231
provincialka
Тему полностью не знает никто. ЕГЭ - это оценка уровня знаний математики. Тот кто решит, упустив интервал, в теме глубже того кто вообще ничего не решит и даже не попытается. А оценка ноль их уравнивает, хотя задача из второй части.
Давайте дадим доказывать теорему ферма - все получат нули, но эта оценка не скажет ничего о распределении уровня знаний.

 Профиль  
                  
 
 Re: Оформление решения ЕГЭ, задание 15
Сообщение17.06.2018, 23:48 
Заслуженный участник


09/05/13
8904
upgrade
Не эксперт принимает решение, кому за что снижать. Все указания спускаются свыше и охватывают более-менее все основные ситуации.

 Профиль  
                  
 
 Re: Оформление решения ЕГЭ, задание 15
Сообщение18.06.2018, 08:49 


07/08/14
4231
Otta
Так вот какая хитрость получилась - одинаковые оценки по сложным заданиям - чем сложнее задания, тем двоечники ближе к отличникам :|

 Профиль  
                  
 
 Re: Оформление решения ЕГЭ, задание 15
Сообщение18.06.2018, 10:32 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/01/13
12044
Казань
upgrade в сообщении #1320687 писал(а):
Тему полностью не знает никто.

Хм... решение неравенств с хорошо подобранными корнями? Что тут такого сложного, чего нельзя выучить на уроках математики? Человек, который понимает, что он делает, такой глупости не напишет!

PS. "глупость" -- это я про $x>1/2$, а не о процитированном высказывании.

 Профиль  
                  
 
 Re: Оформление решения ЕГЭ, задание 15
Сообщение18.06.2018, 10:47 
Заслуженный участник


09/05/13
8904
upgrade в сообщении #1320727 писал(а):
Так вот какая хитрость получилась - одинаковые оценки по сложным заданиям - чем сложнее задания, тем двоечники ближе к отличникам :|

Не получилась. Много чего получилось, но вот этого не получилось. Не пишите, чего не знаете.

 Профиль  
                  
 
 Re: Оформление решения ЕГЭ, задание 15
Сообщение18.06.2018, 11:50 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


23/08/07
5420
Нов-ск
SpiderHulk в сообщении #1320477 писал(а):
По содержательной части неравенства вопросов нет, вопрос в бессодержательной части, как расписать решение лаконично, но достаточно подробно? Очень надеюсь на помощь участников форума осуществлявших проверку ЕГЭ


Вот лаконично и достаточно подробно.


Правая часть определена при всех $x$, кроме $x=0$.

При $x>0$ исходное неравенство равносильно $2x-1>0$, т.е. $x>\frac12$, что совместно с $x>0$ дает $x>\frac12$.

При $x<0$ исходное неравенство равносильно $2x-1<0$, т.е. $x<\frac12$, что совместно с $x<0$ дает $x<0$.

Итого: $x>\frac12$ и $x<0$. Всё, подробнее только хуже.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 22 ]  На страницу 1, 2  След.

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group