2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу 1, 2, 3, 4  След.
 
 Охлаждение электродвигателей
Сообщение15.03.2008, 14:10 


13/12/07
10
Всем добрый день!
У меня возник технический вопрос. Может быть, конечно, это не та техника, которой посвящённ раздел, но хочется у кого-нибудь спросить.
Гипотетически, если на электродвигатель или генератор, конструкция которых не подразумевает наличия системы охлаждения, установить её, то повлияет ли это на режим работы двигателя/генератора?

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение15.03.2008, 15:19 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


20/01/06
1037
Думаю что нет, если охлаждение не подразумевает сверхнизкие температуры. Единственное, пожалуй, должна использоваться низкотемпературная смазка, там где смазка нужна.

 Профиль  
                  
 
 Re: Охлаждение электродвигателей
Сообщение15.03.2008, 21:38 
Экс-модератор
Аватара пользователя


07/10/07
3368
Endor писал(а):
Всем добрый день!
У меня возник технический вопрос. Может быть, конечно, это не та техника, которой посвящённ раздел, но хочется у кого-нибудь спросить.

Если нас правильно поняли, когда мы обсуждали этот вопрос в теме про начертательную геометрию, то это именно та техника.

Endor писал(а):
Гипотетически, если на электродвигатель или генератор, конструкция которых не подразумевает наличия системы охлаждения, установить её, то повлияет ли это на режим работы двигателя/генератора?

Весьма странный вопрос. У электродвигателя есть температурный диапазон, если на него ставят систему охлаждения, значит он перегревается, а раз так, то он выходит за пределы этого температурного диапазона. Если он не выходит, то какой смысл ставить охлаждение?

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение15.03.2008, 21:41 


21/03/06
1545
Москва
Наличие принудительного охлаждения - это только плюс для электродвигателя, однако, если Вы хотите посадить лопасти вентилятора на вал электродвигателя, это, конечно приведет к нарушению режима его работы, особенно если мощности двигателя и вентилятора соизмеримы. Далее, если двигатель устанавливается в зоне повышенного загрязнения (например, под днищем транспортного средства), то крыльчатка может обмерзать/забиваться грязья/вдувать грязь внутрб двигателя. Такому нужен воздуховод извне, вентилятор должен устанавливаться в пылезащищенном месте.

И еще одна тонкость - вентилирование может выдуть смазку из подшипников, если избыточное давление, создаваемое вентилятором (или воздушной магистралью), слишком велико (больше нескольких атмосфер).

Добавлено спустя 2 минуты 23 секунды:

Цитата:
Весьма странный вопрос. У электродвигателя есть температурный диапазон, если на него ставят систему охлаждения, значит он перегревается, а раз так, то он выходит за пределы этого температурного диапазона. Если он не выходит, то какой смысл ставить охлаждение?

Ничего странного в этом вопросе я не вижу. С серийного двигателя зачастую можно снять в 1,3-2 раза больше мощности на некоторых режимах (где он не входит в электромагнитное насыщение, конечно), с помощью дополнительного охлаждения.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение15.03.2008, 21:57 
Экс-модератор
Аватара пользователя


07/10/07
3368
e2e4 писал(а):
Наличие принудительного охлаждения - это только плюс для электродвигателя, однако, если Вы хотите посадить лопасти вентилятора на вал электродвигателя, это, конечно приведет к нарушению режима его работы, особенно если мощности двигателя и вентилятора соизмеримы. Далее, если двигатель устанавливается в зоне повышенного загрязнения (например, под днищем транспортного средства), то крыльчатка может обмерзать/забиваться грязья/вдувать грязь внутрб двигателя. Такому нужен воздуховод извне, вентилятор должен устанавливаться в пылезащищенном месте.

И еще одна тонкость - вентилирование может выдуть смазку из подшипников, если избыточное давление, создаваемое вентилятором (или воздушной магистралью), слишком велико (больше нескольких атмосфер).

А почему именно вентилирование? :?

e2e4 писал(а):
Ничего странного в этом вопросе я не вижу. С серийного двигателя зачастую можно снять в 1,3-2 раза больше мощности на некоторых режимах (где он не входит в электромагнитное насыщение, конечно), с помощью дополнительного охлаждения.

Вот даже как.
А не могли бы вы посоветовать литературу для ознакомления, а то я уже про электродвигатели почти все забыл. А полезная информация никогда не мешает.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение15.03.2008, 22:31 


21/03/06
1545
Москва
Цитата:
А почему именно вентилирование?

В смысле? Я неясно выразился? Смысл в том, что давление охлаждающего газа до подшипника не должно слишком сильно отличаться от давления после подшипника. Это иногда возможно, если используется воздушная магистраль с давлением воздуха, например, 6 атм., продувающая внутренности двигателя, а внешняя сторона подшипника находится при атмосферном давлении.

Парджеттер писал(а):
Цитата:
Ничего странного в этом вопросе я не вижу. С серийного двигателя зачастую можно снять в 1,3-2 раза больше мощности на некоторых режимах (где он не входит в электромагнитное насыщение, конечно), с помощью дополнительного охлаждения.

Вот даже как.
А не могли бы вы посоветовать литературу для ознакомления, а то я уже про электродвигатели почти все забыл. А полезная информация никогда не мешает.

Это практика. Я простой программист, но работаю именно с электрическими мащинами, так что нахватался кое-чего. Ну и, конечно, кое-какие эксперименты проводим. Еще раз подчеркиваю - я говорю про те режимы, в которых железо электрической машины недоиспользуется, т.е. в не номинальых режимах по оборотам. Зачастую в серийных двигателях, например серии АИР, железо не доиспользуется и в номинальных режимах (насколько мне известно).
Потом - существуют двигатели, рассчитанные на кратковременный режим работы, например стартеры. Если у них полноценный подшипниковый узел, если это бесщеточный двигатель, или щетки тоже полноценные, то почему бы не снимать с него мощность длительно, обеспечив нормальное охлаждение?

Добавлено спустя 11 минут 41 секунду:

А книги - мы работаем по классике - Копылов, Иванов-Смоленский, если хотите, на работе спрошу еще что там наши машинисты читают.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение15.03.2008, 22:34 
Экс-модератор
Аватара пользователя


07/10/07
3368
e2e4 писал(а):
Парджеттер писал(а):
А почему именно вентилирование?

В смысле? Я неясно выразился? Смысл в том, что давление охлаждающего газа до подшипника не должно слишком сильно отличаться от давления после подшипника.

Я имею в виду охлаждение водой или маслом. Возможный вариант?

e2e4 писал(а):
Это практика. Я простой программист, но работаю именно с электрическими мащинами, так что нахватался кое-чего. Ну и, конечно, кое-какие эксперименты проводим.

Жаль, что литературы нет. Я как раз заинтересовался.

e2e4 писал(а):
Зачастую в серийных двигателях, например серии АИР, железо не доиспользуется и в номинальных режимах (насколько мне известно).

Наверняка. Должен же быть запас. А т.к. АИРы эти еще при союзе делались, то там запасы могут быть просто варварскими.

Добавлено спустя 1 минуту 31 секунду:

e2e4 писал(а):
А книги - мы работаем по классике - Копылов-Смоленский, Иванов-Смоленский, если хотите, на работе спрошу еще что там наши машинисты читают.

Да, если вам нетрудно. Меня интересует именно сколько можно выжать из э/д дополнительно, за счет охлаждения.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение15.03.2008, 22:34 


11/03/08
23
Москва
Переведете из кратковременного - в повтроно-кратковременный - в длительный.
(Был, например, опыт строительства такого подросткового электрокарта в совке - как двигатель использовался стартер с обдувом из углекислотного огнетушителя)

(при чем тут механика... :roll: )

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение15.03.2008, 22:37 
Экс-модератор
Аватара пользователя


07/10/07
3368
Негамильтон писал(а):
(при чем тут механика... :roll: )

Какая механика? Раздел зовется "Механика и техника".

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение15.03.2008, 23:00 


21/03/06
1545
Москва
Парджеттер писал(а):
Я имею в виду охлаждение водой или маслом. Возможный вариант?

Вполне

Парджеттер писал(а):
Наверняка. Должен же быть запас. А т.к. АИРы эти еще при союзе делались, то там запасы могут быть просто варварскими.

Серия АИР - это Госзаказ на линейку масштабируемых двигателей сходной конструкции и электромагнитного расчета, причем масштабируемых как по мощностям (от сотен ватт до десятков, а возможно, и больше, коловатт), так и по номинальным частотам вращения/моментам (кол-ву пар полюсов). Поэтому, учитывая их весьма скромные массо-габаритные/моментно-мощностные характеристики, я и предполагаю значительное недоиспользование железа в угоду универсальности, масштабируемости и надежности.

Парджеттер писал(а):
Да, если вам нетрудно. Меня интересует именно сколько можно выжать из э/д дополнительно, за счет охлаждения.

Конкретной литературы по Вашемы вопоросу я Вам точно не порекомендую. Литературу по электрическим машинам (авторов) постараюсь написать на след. неделе, как только смогу выйти в инет, в крайнем случае в субботу точно напишу (уезжаю в командировку, с инетом напряги).
Насчет сколько выжать - думаю, таких данных и нет в свободном доступе. Результаты испытаний на перегрузку опытных образцов конкретных э/д естсественно собственность выпускающих их заводов, да и там в документации зачастую этих данных просто нет.
Надо экспериментировать. Два пути выжать из электрической машины больше, чем номинал:
1. Повышение оборотов - тут должна выдержать механика + эффекты увеличения индуктивности в конце концов "съедят" весь эффект, т.е. не позвялят достич больших токов (и потокосцепления, магнитных полей) при данной частоте электрического поля. Но эти эффекты, конечно, для 50 Гц двигателя проявятся на гораздо более высоких частотах. Так что в основном механика.
2. Загнать в нее больше тока. Вот тут и поможет активное охлаждение. При этом, если машина войдет в насыщение по железу, то толку от дальнейшего увеличения тока не будет. В случае генератора еще можно попытаться возбудить его так, чтобы он работал на другом значении выходного напряжения. После генератора - инвертор, на выходе которого - нужное напряжение. При этом мы можем попасть в более высокую по КПД точку работы генератора.

Парджеттер писал(а):
Негамильтон писал(а):
(при чем тут механика... )

Какая механика? Раздел зовется "Механика и техника".

Вот вот. Большущее спасибо админам форума, что расширили тематику раздела "Механика" до общепринятой, а не МехМат'овской :).

Добавлено спустя 7 минут 14 секунд:

Да, и еще по сути воопроса:
Endor писал(а):
Гипотетически, если на электродвигатель или генератор, конструкция которых не подразумевает наличия системы охлаждения, установить её, то повлияет ли это на режим работы двигателя/генератора?

У электрической машины есть а) Климатическое исполнение - подразумевает в т.ч. диапазон допустимых для эксплуатации температур, при которых гарантируются выходные параметры машины и б) ТУ. Смотрите эти документы на Вашу конкретную машину, электрическая машина - это на ДВС, для которого диапазон нормальный работы +-10 С. Как правило электрические машины работают в широком диапазоне температур, и как правило, чем прхладнее, тем лучше с электрической точки зрения (но не всегда с механической, как тут уже отметили).

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение15.03.2008, 23:23 


11/03/08
23
Москва
e2e4 писал(а):
Парджеттер писал(а):
Негамильтон писал(а):
(при чем тут механика... )

Какая механика? Раздел зовется "Механика и техника".

Вот вот. Большущее спасибо админам форума, что расширили тематику раздела "Механика" до общепринятой, а не МехМат'овской :).


Вот-вот. "Большущее" им в .... .... :censored:
Форум малярных и художественных работ. "Похороните меня за плинтусом" :flood2:

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение15.03.2008, 23:25 
Экс-модератор
Аватара пользователя


07/10/07
3368
Негамильтон писал(а):
Вот-вот. "Большущее" им в .... .... :censored:
Форум малярных и художественных работ. "Похороните меня за плинтусом" :flood2:

Ваш болезненный снобизм не заслуживает ни уважения, ни внимания.
И чего вам-то переживать? Вы на этом форуме только появились, всего 4 сообщения сделали и ни одно из них не является содержательным :twisted:

Ну и, наконец, к теме это не имеет ровно никакого отношения. :roll:

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение17.03.2008, 09:33 


13/12/07
10
Цитата:
Весьма странный вопрос. У электродвигателя есть температурный диапазон, если на него ставят систему охлаждения, значит он перегревается, а раз так, то он выходит за пределы этого температурного диапазона. Если он не выходит, то какой смысл ставить охлаждение?

Я заинтересовался этим вопросом, потому что (в процессе праздных размышлений) возникла идея использовать ту энергию, которая уходит на потери в полезных целях. Допустим, отводить тепло (порождаемое трением, контактами и т.п.) при помощи водяной системы охлажднения и с помощью теплообменников, нагревать водой из неё что-либо полезное.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение17.03.2008, 12:22 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


20/01/06
1037
Неужели он так cильно греется?!

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение17.03.2008, 22:43 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


11/04/07
1352
Москва
Endor писал(а):
Я заинтересовался этим вопросом, потому что (в процессе праздных размышлений) возникла идея использовать ту энергию, которая уходит на потери в полезных целях.


КПД электродвигателей около 70%. Даже на промышленных электродвигателях эту энергию лучше рассеивать, чем утилизировать, т. к. температура работы не более 100 градусов Цельсия. Как Вы организуете гальваническую развязку при водяном охлаждении?

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 46 ]  На страницу 1, 2, 3, 4  След.

Модераторы: photon, profrotter, Парджеттер, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group