Не есть ли это близкое по сути явление?
Близкое, но не совсем. В современном мире с развившимися цифровыми технологиями зрительная информация в основном поступает в виде картинок и видео, её количество в среднем гораздо больше, чем в книжную эпоху. Тогда большая доля зрительной информации поступала в символьном виде, т.е. в виде букв, которые мозг преобразовывал в образы, при этом развивалось воображение, мышление. Сейчас мозг преимущественно напрямую видит образы, ему нет необходимости напрягаться и строить их. Само качество информации в среднем стало хуже, поэтому, в частности происходит расслоение общества, нет общепринятых критериев оценки качества информации и каждый определяет их для себя сам. Кто-то подсаживается на порнографию, кто-то на хентай, аниме - выбор богат. Вырабатывается физиологическая привычка получать зрительную информацию из гаджетов, формируются предпочтения в содержании, что и учитывают различные глобальные системы типа гугла, ведут досье на пользователя и подсовывают информацию и рекламу по данной тематике. Т.е. в книге нет никакого влияния на подаваемую информацию, она читается взапой, а в интернете человек может не только параллельно получать информацию из нескольких источников, но ему её еще и навязывают, также здесь может быть обратная связь, мозг переходит в режим многозадачности: просматривать сайты и слушать музычку, мило общаться на паре форумов и в мессенджерах, попутно отвечать на телефонные звонки, просматривать и отвечать на электронную почту, а раньше было просто читать книгу. Сейчас идет борьба за сознание, все эти технологии просто порвали его, в частности и поэтому в среднем упало качество образования, мозг детей перегружен некачественной информацией, бесконтрольными мультфильмами и цифровыми играми. Они отстраняются от реальности, теряют интересы. Поэтому такая ужасающая статистика, согласно которой большая часть молодежи не имеет жизненной цели и мечты. Чтение книг формировало орфографическую зоркость, словарный запас, а интернет влияет на сознание непредсказуемо, необходимо воспитывать у молодежи культуру пребывания в нем. Если книга - это по большей части как минимум безвредно, то компьютер - непредсказуемо, а судя по широким массам - вредно для них.