Попытка простого решения исходной задачи.
Сперва решаю задачу без колес, т. е. заменяю тележку на брусок массой
, скользящий по столу без трения. См. рис.
-смещение человека относительно стола.
-смещение бруска относительно стола.
-смещение человека относительно бруска.
-масса бруска.
-масса человека.
-это ответ для этой упрощенной задачи.
Рассмотрим колесо массы
на оси (см. рис. ниже). К оси приложена сила
, а часть этой силы
вместе с силой трения о стол
образуют пару сил для раскрутки колеса. Обозначу
момент этой пары сил, приложенный к колесу. Другая часть
силы
способствует поступательному движению всей массы колеса с ускорением.
-поступательное ускорение колеса или тележки.
-момент сил.
-момент инерции колеса.
-угловая скорость вращения колеса.
-момент на колесе, откуда:
Формула-аналог второго закона Ньтона для вращения:
, подставим её:
Выразим связь поступательного и вращательного ускорений колеса:
Подставим
вместо
:
Для силы
пишу:
Выпишу результат:
Эта формула дает связь силы, приложенной к оси, и поступательного ускорения катящегося колеса, я назвал выражение в скобках эффективной массой колеса
:
Для дискового колеса
подставим:
У тележки два колеса, найдем эффективную массу тележки
:
Подставим
вместо массы бруска
в полученную выше формулу для бруска:
Прошу посмотреть моё решение и предупреждаю, что если ответ будет положительным, т. е. если это моё "решение" на самом деле является решением, то задача не тянет на олимпиадную, т. к. мой уровень ниже олимпиадного.
(Оффтоп)
По-моему, в качестве иллюстрации к задаче подошли бы игрушечные машинки с инерционным мотором - там убыстряющий редуктор и маховичок. Терпеть не могу, когда дети перестают ломать игрушки.