Я как будто понял, каким образом задача может быть решена в рамках школьной математики.
Пусть начальная масса поршня была
; затем, вместе с поставленным грузом, она становится равной
, где
- заданное число. Груз аккуратно ставится на поршень – и тут же отпускается, так что далее движение поршня с грузом происходит свободно.
Возникают колебания. Несмотря на идеальную теплоизоляцию, через достаточно продолжительное время эти колебания не сохранят свой первоначальный вид. Дело в том, что в термодинамической системе (груз и поршень+газ) движение поршня есть всего лишь одна из
степеней свободы, где
- число атомов газа. Когда система наконец придёт в термодинамическое равновесие, на эту степень свободы, так же как и на любую другую, останется энергия
, то есть она практически исчезнет.
Таким образом, вся энергия первоначальных колебаний перейдёт в тепловую энергию газа. Он нагреется. Отсюда, в частности, становится ясно, что если бы груз ставился замедленно, так, чтобы избежать колебаний поршня – то, поскольку энергия системы была бы меньшей, газ имел бы более низкую равновесную температуру, а следовательно, положение равновесия поршня было бы ниже.
Возвращаемся к первому варианту. Допустим, первоначальная высота нижней грани поршня была равна
, а установившаяся равновесная
. Запишем уравнение энергетического баланса
где
- начальный объём газа. Очевидно, что
где
следует определить. Так как
, то после подстановки получаем
Всё бы ничего, но озадачивает то, что при как угодно большом
, то есть большом грузе - получается, что конечный объём почему-то будет составлять не меньше 2/5 от начального значения. Я этого не могу объяснить.