Когда я увидел эту тему и стал писать ответ, я решил сначала изложить некоторую теорию, которую традиционно многие не понимают. Чем дальше я писал, тем больше хотелось написать, и в конце концов получился длинноватый текст. Предлагаю, тем не менее, попробовать его прочитать.
Что такое векторы, псевдовекторы и т. д.1. Предисловие1.1. Что это за текстСудя по тому, как подробно вы выписывали все эти произведения, вас довольно сильно это интересует. Поэтому я написал довольно длинный текст, который, как мне кажется, содержит некоторую полезную информацию, касающуюся вашего вопроса, и в то же время интересен сам по себе.
В этом тексте понятие вектора и связанные с ним понятия описываются несколько необычным (для студентов младших курсов) образом: с точки зрения теории представлений. Вернее, этот подход совершенно стандартен много где, в том числе в физике (посмотрите, например, вот на этот
пост), но в книжках для младшекурсников про него почему-то пишут плохо -- и именно из-за этого, как мне кажется, возникают непонимания вроде вашего.
Вторая причина, по которой я это пишу -- мне в своё время не хватало подобного текста; я думаю, что если бы я узнал про это чуть раньше, то жить мне было бы чуть проще.
Я, впрочем, совершенно не уверен, что этот текст кому-то будет полезен, поэтому если непонятно -- не читайте, или оставьте на потом.
1.2. Основное пространствоМы будем рассматривать
-мерное евклидово прстранство
. Это
-мерное вещественное векторное пространство с заданным на нём скалярным произведением. (Я подразумеваю, что вы это знаете, у вас линал же был?)
Группа линейных преобразований
, сохраняющих длины векторов, называется ортогональной и обозначается
. Её подгруппа, состоящая из преобразований, которые сохраняют ещё и ориентацию (то есть туда входят только вращения, но не отражения), обозначается
.
Если
одномерное, то про него можно думать как про прямую с отмеченной на ней точкой (т. е. нулём), если двумерное -- как про плоскость с отмеченным нулём, и т. д. Поэтому векторы нашего основного пространства
я буду отныне называть
точками. А обозначать их буду полужирным шрифтом.
Под
системой координат на
я буду понимать ортонормированный базис; иногда я буду писать просто
базис, подразумевая, что он ортонормированный.
Все числа у нас вещественные.
1.3. О двусмысленности слова "вектор"Слово
вектор используют как минимум в 2 разных смыслах.
Во-первых, вектором называют просто любой элемент любого векторного пространства.
Во-вторых, есть более тонкое понятие, которое тоже называют
вектор. В этом смысле говорят, например, что "псевдовектор не является вектором", или "тензор 2-го ранга не является вектором".
Одна из наших целей -- дать точное определение этого
вектора во втором смысле слова.
Я не знаю, как избежать путаницы со словом
вектор. Там, где совершенно необходимо будет указать на второй смысл слова, я буду писать дурацкую фразу "вектор в тонком смысле".
1.4. Забегаем вперёдСейчас мы выпишем определение этого "вектора в тонком смысле", а также псевдовектора, скаляра и псевдоскаляра. Одна из главных целей этого текста -- объяснить, откуда такие определения берутся.
Определение. Вектор в точке
пространства
задаётся так: каждой системе координат (т. е. каждому ортонормированному базису)
пространства
ставится в соответствие тройка вещественых чисел
, причём эти столбцы для разных систем координат связаны следующим образом: пусть
-- столбец для
,
-- столбец для
и
-- (ортогональная) матрица перехода от
к
; тогда
.
Определение
псевдовектора точно такое же, за исключением того что закон преобразования
.
Определение
скаляра: каждому базису
ставится в соответствие число
, причём для всех базисов число одно и то же.
Определение
псевдоскаляра: каждому базису
ставится в соответствие число
, причём если базисы
и
одинаковой ориентации, то число одно и то же, а если разной, то числа отличаются знаком:
.
Все эти штуки считаются прикреплёнными к какой-нибудь точке
пространства
, хотя в самом определении она не участвует.
Вся остальная часть текста представляет собой подробное пояснение этих четырёх определений. Больше там ничего принципиально нового по сути нет.
2. ОбозначенияЗдесь выписаны некоторые общепринятые соглашения; возможно, вы уже их знаете.
(Оффтоп)
2.1. Обозначения компонент векторов, операторов...Пусть задан базис
. Любой вектор по нему раскладывается:
. Это записывают ещё короче, пропуская знак суммы:
.
Вообще, если в произведении каких-то букв с индексами один и тот же индекс встречается дважды, причём один раз сверху, другой снизу, то подразумевается суммирование по всем значениям, которые он может принимать. Например,
означает
(всего 9 слагаемых). Это соглашение называют
соглашением Эйнштейна. Индексы в таком случае называются
связанными; неважно, какой буквой их обозначать. Например
Важно только, чтобы
разные пары связанных индексов обозначались разными буквами.
Пусть
вектор, а
линейный оператор. У него есть матрица
в базисе
; её элемент в
-й строке и
-м столбце обозначают
. Пусть
; тогда в компонентах это запишется
.
2.2. Как обозначают компоненты, если используется 2 разных базисаЧасто приходится рассматривать 2 базиса
и
.
Тут примем такое соглашение: векторы базиса
обозначаются
и вообще
(индекс
пробегает значения
), а векторы базиса
обозначаются
и вообще
(
опять пробегает значения
).
Вообще условимся обозначать то, что относится к базису
, индексами без штрихов, а то, что относится к
-- индексами со штрихами. В любой паре связанных индексов у нас будут либо оба со штрихами, либо оба без штрихов. Разложения вектора
при таком соглашении записываются
.
Пусть
-- линейное преобразование, переводящее базис
в
(то есть вектор
в
). Компоненты матрицы
записывают
, так что
.
Пусть вектор
; посмотрим, как выразить одни компоненты через другие, зная компоненты
. Выписываем:
. То есть
.
Словами: столбец вектора
в новом базисе = матрица перехода от нового базиса
к старому (!) умножить на столбец в старом. -- Известное правило линейной алгебры.
Примечание. Используют ещё другую систему обозначений: пишут штрихи не у индексов, а у самого символа, так что разложение вектора по двум разным базисам записывается
, и т. д.
Преимущество такого способа заключается в том, что для многоиндексных символов получается меньше штрихов. Недостаток же в том, что в этой нотации проще написать неправильное выражение, которое выглядит как правильное (то есть написать бессмысленную свёртку по индексам, относящимся к разным базисам).
2.3. Два вспомогательных символаСимвол Кронекера -- это просто единичная матрица (
, остальные ноль).
Символ Ле́ви-Чиви́ты меняет знак при обмене любых 2 индексов местами, причём
. Он однозначно определяется этими условиями:
; если хотя бы 2 индекса одинаковые, то он равен 0, и т. д.
Условимся, что индексы у этих символов можно писать хоть вверху, хоть внизу:
,
и т. д.
С помощью символа Леви-Чивиты удобно записывать векторное произведение:
, так что
.
3. Наводящие соображения. Система координат как "точка зрения"3.1. Объект, прицепленный к точке основного пространстваПредположим, мы хотим задать в некоторой точке
пространства
какой-то объект. Каким образом можно это сделать?
Один из способов -- нельзя сказать что самый хороший, но часто довольно удобный -- ввести координаты на
и описать объект с использованием координат. Неудобство этого способа состоит в том, что при изменении системы координат на
описание объекта изменится.
3.2. Пример: скоростьПредположим, что через точку
пространства
в момент времени
пролетает какая-то частица, и мы хотим прицепить к точке
скорость частицы в этой точке. (Скорость -- это, как известно, вектор. Причём слово
вектор здесь надо понимать, как мы увидим,
в тонком смысле.)
Пусть траектория частицы задаётся соответствием
, где
-- какая-то известная функция одной переменной -- времени
-- принимающая значения в
. Разумеется,
.
Введём координаты на
, тогда наша функция запишется в координатах
, причём при
будет, конечно же,
. Теперь определим
числа
следующим образом:
. Хочется думать, что эти числа
определяют скорость частицы.
Но заковыка вот в чём. Сама частица никак не зависит от системы координат, то есть от той точки зрения, с которой мы на неё смотрим. Она вообще, может быть, не знает, что мы на неё смотрим и ввели какие-то координаты. Поэтому хочется думать, что и её скорость от координат не зависит.
Однако числа
зависят от координат: если мы изменим координаты на
, то получим (вообще говоря) другой набор чисел -- проверьте! Получается, что, выбирая систему координат, мы смотрим на скорость с какого-то боку; если смотрим по-разному, то она и выглядит по-разному.
(Здесь я повторю, что описывать векторную величину, глядя на неё из какой-то системы координат -- не единственный возможный способ. Можно как-то обходиться и без координат. Но про это мы здесь говорить не будем.)
3.3. Вид объекта с разных "точек зрения"Пусть мы хотим в точке
пространства
задать некий объект
.
Мы будем выбирать системы координат и смотреть на объект из них. Видеть его из системы координат
мы будем как элемент
некоторого множества
. В случае скорости,
-- это векторное пространство
.
Мы хотим, чтобы описание нашего объекта
в выбранной системе координат однозначно определяло объект. Это значит, что если задано описание
, то описание
должно быть какой-то определённой функцией от него:
. (Вид функции
зависит от того, какие базисы
и
выбраны.)
Пусть теперь заданы два базиса
и
и ещё два базиса
и
, причём линейное преобразование
перехода от
к
такое же, как от
к
. (То есть
переводит
в
и одновременно
в
.) Тогда (из соображений симметрии пространства
) разумно требовать, чтобы функция
была одинаковой для той и для другой пары базисов. Поэтому будем считать, что
зависит не от конкретного вида базисов
и
, а только от соединяющего их ортогонального преобразования
; и будем обозначать
.
Если
-- тождественное преобразование, то и
должна быть тождественной функцией: не меняем точку зрения -- не меняется и то, что мы видим. Если
и
-- два ортогональных преобразования, то должно быть
(композиция функций): не имеет значения, изменили ли мы одну точку зрения на другую сразу, или же между ними прошли через какую-то третью.
В таких случаях говорят, что группа ортогональных преобразований
действует на множестве
.
4. ПредставленияИтак, группа
действует на множестве
-- это значит вот что: каждому элементу группы поставлено в соответствие преобразование (биекция)
, причём единице группы соответствует тождественное преобразование, а произведению элементов группы -- композиция преобразований.
Если
-- векторное пространство, то говорят также, что задано
представление этой группы преобразованиями пространства
. Если эти преобразования линейные, то говорят
линейное представление. Нередко говорят просто
представление, подразумевая, что оно линейное.
Сказанное выше сводится к следующему алгебраическому
определению:
(линейное) представление группы
в
-мерном векторном пространстве -- это гомоморфизм
.
Преобразование
, соответствующее элементу
, называют
представителем элемента
.
Наука, которая изучает представления групп, называется
теория представлений.
Представления
называются
эквивалентными, если они отличаются на замену базиса в этом
-мерном пространстве.
4.1. Продолжение примера про скоростьПосмотрим, по какому представлению ортогональной группы преобразуется столбец
, которым мы хотим описывать скорость.
Но сначала подумаем: а какие вообще могут быть
-мерные линейные представления
?
Глупый пример --
тривиальное 3-мерное представление: все элементы группы представляются тождественным преобразованием. То есть столбец вообще не меняется. Как скоро увидим, построенный нами столбец ведёт себя не так.
Ещё один очевидный пример. По самому определению элементы группы
-- это какие-то линейные преобразования 3-мерного векторного пространства; значит, просто по определению имеет место некоторое линейное 3-мерное представление этой группы. Это представление называется
векторным. Если задан базис
, то действие элемента
на вектор
(по векторному представлению) записывается
; это просто умножение матрицы на столбец. Сейчас мы увидим, что столбец скорости преобразуется именно по этому представлению:
У нас была функция
. В базисе
это выглядит
, и компоненты скорости, по нашему определению,
. Пусть есть другой базис
, тогда
, и по нашему определению
.
Итак, скорость, торчащая из точки
пространства
, преобразуется при ортогональных преобразованиях пространства
по тому же представлению ортогональной группы, по которому преобразуются сами "точки" простанства
. С одной стороны, это очевидно. С другой стороны, это нетривиальный факт, потому что подчёркиваю ещё раз: скорость, торчащая из
-- это не элемент
!
4.2. Сумма представленийПусть
-компонентный столбец
преобразуется по представлению
, а
-компонентный столбец
-- по представлению
; можно составить из них один
-компонентный столбец
с компонентами
; представление, по которому он преобразуется, называется
прямой суммой .
Тут как будто нет ничего интересного: задать объект
-- это всё равно, что задать пару объектов
и
.
Если представление нельзя разложить в (нетривиальную) прямую сумму, то оно называется
неразложимым. (Если у представления нет нетривиальных подпредставлений, то оно называется
неприводимым. В случае ортогональной группы неразложимость и неприводимость -- одно и то же, поэтому не будем в это вдваваться.)
4.3. Произведение представленийМожно также из
и
составить
-компонентный объект
(
тензорное произведение и
). Представление, по которому он преобразуется, называется
тензорным произведением представлений .
Например, если
и
-- векторы (как вектор скорости из нашего примера), то их произведение
преобразуется по закону
.
Так же определяется тензорное произведение более чем 2 объектов, в результате получаются объекты с 3 индексами, с 4 и т. д. Разумеется, количество индексов не имеет особенного значения: в конце концов можно вместо 2 индексов
и
ввести один индекс, изменяющийся от
до
. Но если объект преобразуется по тензорному произведению каких-то представлений, то гораздо удобнее оставить несколько индексов.
5. Представления Какие вообще бывают представления
? Теория представлений даёт ответ на этот вопрос:
Теорема. В каждой нечётной размерности у
есть ровно одно (с точностью до эквивалентности) неприводимое представление. В чётных размерностях неприводимых представлений нет.
Неприводимое представление
можно обозначать числом, соответствующим размерности:
и так далее.
Первые 2 мы уже знаем:
-- это
тривиальное или
скалярное представление, а
--
векторное.
Остальные неприводимые представления сами по себе нам не интересны пока. (А вот когда будете изучать квантовую механику, всякие там повороты и прочий атом водорода -- тогда узнаете и про них, и про сферические гармоники...)
Но интересны произведения векторных представлений
,
и т. д., по которым преобразуются
тензоры. (Они приводимы, но это нам тоже пока не надо знать.)
(Оффтоп)
5.1. Добавление: разложение представления на неприводимыеПредставление
имеет, очевидно, размерность
. Но оно приводимо, как мы сейчас увидим, так что это не
.
Пусть
-- тензор, преобразующийся по представлению
. Любую матрицу
можно разложить на симметричную и антисимметричную часть:
. (То есть
, а
.) Симметричную часть можно ещё разложить на скалярную и бесследовую:
(след матрицы есть
-- сумма диагональных элементов).
Несложно проверить, что "скалярный" тензор преобразуется при вращении в "скалярный", симметричный бесследовый в симметричный бесследовый, а антисимметричный -- в антисимметричный. Значит, мы разбили наше представление на 3 прямых слагаемых.
1. Скалярная часть. У скалярной матрицы только 1 независимый элемент, поэтому соответствующее прямое слагаемое есть
. Очевидно, что эта часть действительно преобразуется тривиально (след не меняется при изменении базиса).
2. Антисимметричная часть. У антисимметричной матрицы
всего
независимые компоненты (те, что над главной диагональю). Значит, соответствующее представление либо
, либо
. Но оно явно нетривиально, поэтому
(с точностью до эквивалентности!).
Раз представление эквивалентно
, то, по определению, его можно превратить в
выбором базиса в 3-мерном векторном пространстве антисимметричных матриц. Скажем это же по-другому: можно установить линейное взаимно-однозначное соответствие между антисимметричными
матрицами и
-компонентными столбцами таким образом, что соответствующий матрице
столбец
будет преобразовываться в точности как вектор. Проверьте, что такое соответствие устанавливается формулой
.
3. Симметричная бесследовая часть. У симметричной матрицы 6 независимых компонент, поэтому у симметричной бесследовой 5. Можно доказать, что соответствующее представление неприводимо (но мы не будем).
Итак,
.
6. Представления Мы пока говорили о представлениях
; эта группа включает только повороты, но не отражения. А какие бывают неприводимые представления
?
Так как
, то каждое представление
-- это расширение какого-то представления
.
Обозначим отражение относительно всех координатных осей буквой
(оно переводит
в
). Любое несобственное ортогональное преобразование (в нечётной размерности!) представляется в виде композиции
и какого-то собственного преобразования. Поэтому достаточно знать представление
да ещё представитель оператора
-- и будет определено всё представление
.
Заметим, что
-- тождественное преобразование.
6.1. Размерность 1: скаляры и псевдоскалярыУ
, как мы знаем, есть единственное 1-мерное представление
--
тривиальное: каждое вращение представляется
матрицей
. Так как
, то его представителем может быть только
или
.
Первый выбор даёт
тривиальное представление
-- обозначим его
; оно называется ещё
скалярным, а соответствующие объекты --
скаляры. Они вообще не меняются.
Второй выбор даёт представление, которое мы обозначим
; оно называется
псевдоскалярным, а соответствующие объекты --
псевдоскаляры. Псевдоскаляры не меняются при повороте, а при отражении меняют знак.
Упражнение: проверьте, что смешанное произведение векторов
-- псевдоскаляр.
(
Внимание! Обозначения представлений
с плюсами и минусами, которые я сейчас начинаю использовать -- не общеупотребительны.
Ещё мы будем иногда пропускать плюсы, то есть писать
вместо
.)
6.2. Размерность 3: векторы и псевдовекторыТам всё аналогично: можно убедиться, что
можно представлять только либо минус единичной, либо плюс единичной матрицей.
Соответственно получаем представление
(соответствующие объекты называются
векторы -- вот они,
векторы в тонком смысле!) и
(соответствующие объекты --
псевдовекторы).
На всякий случай выпишем тут полностью законы преобразования. Векторы преобразуются по закону
. Псевдовекторы при поворотах преобразуются по такому же закону, а при несобственных преобразованиях -- по закону
; это можно объединить в одну формулу для псевдовекторов:
.
Упражнение: проверьте, что векторное произведение векторов
-- псевдовектор.
6.3. Неприводимые представления размерности выше 3Они нас не интересуют. Впрочем, там всё так же:
Теорема. Каждому неприводимому представлению
группы
(
нечётное, конечно же) соответствуют ровно 2 представления
(обозначаем их
и
). Других конечномерных неприводимых представлений нет.
6.4. Тензоры и псевдотензорыРассмотрим произведения векторных и псевдовекторных представлений. Непосредственно из формул преобразования очевидно, что
, а
и т. д., поэтому тензорные произведения можно обозначать просто
,
и т. д., вынося знак вперёд.
Если получился знак плюс, то объекты, преобразующиеся по этому представлению, называются
тензоры (2-го, 3-го...
ранга соответственно количеству троек в произведении), а если минус --
псевдотензоры (соответствующего
ранга).
(Псевдо)векторы можно рассматривать как (псевдо)тензоры 1-го ранга, а (псевдо)скаляры -- нулевого.
7. Что бывает, когда размерность основного пространства не 3Мы везде считали, что основное пространство
3-мерно, и поэтому изучали представления группы
.
В случае
-мерного пространства нам пришлось бы изучать представления группы
. Они, вообще говоря, устроены по-другому.
Но тензоры можно использовать в любой размерности: понятно, что есть аналогичные
-мерное
тривиальное или
скалярное представление,
-мерное
векторное, и
тензорные представления -- тензорные степени фундаментального.
Точно так же в любой размерности можно определять псевдоскаляры, псевдовекторы, псевдотензоры -- добавляя в соответствующую формулу преобразования множитель
.
Теперь пробую ответить на ваши вопросы.
скаляр - это модуль вектора, а псевдоскаляр - это модуль псевдовектора.
Первое верно, второе нет. Скалярный квадрат псевдовектора -- истинный скаляр (
для любой ортогональной матрицы), модуль -- это положительный квадратный корень из него, так что тоже истинный скаляр...
Угловая скорость -- это псевдовектор, направленный вдоль оси вращения; вероятно отсюда. Насчёт полюса не знаю.
Зачем зачем вообще отдельно вынесли псевдоскалярное произведение векторов, для чего оно нужно
Лично я ни разу до этой темы его не видел, так что подозреваю, что оно мало зачем нужно. Тем не менее конструкция естественная. Но она определена только в плоскости! В 3-мерном пространстве непонятно, в какую сторону мерить угол (даже если сказано, какая 3-мерная система координат правая).
Зачем нужна левая прямоугольная система, когда есть правая? Если правая основная, то почему в случае с двумя осями ось ОХ расположена по горизонтали, а OY - по вертикали? Я имею в виду то, что из левой системы OXYZ получить такую двухосевую OXY, где OX - горизонтальна, можно за один шаг - повернуть её на 90 градусов от нас вокруг оси OX, чтобы ось OZ исчезла, а а из правой системы её придётся получать за два шага: сначала повернуть на 90 градусов против часовой стрелки вокруг оси OZ, а затем на 90 градусов вокруг оси OX на нас. Где логика?
Тут надо разделять 2 вещи: 1) какой базис считают правым, 2) как рисуют картинки.
и т. д. -- вне зависимости от того, как это нарисовано на картинке.
Рисуют же 3-мерную систему координат обычно таким образом, чтобы точки, у которых все координаты положительны, не были закрыты от зрителя другими октантами.
Все манипуляции с поворотами координатных осей. Я напрочь не понимаю, почему истинный и псевдовектор ведут себя по-разному.
Отражение поворотами не получается! Вы можете повернуть левую перчатку так, чтобы она совпала с правой? Я нет. Так что вот это вот
даже если повернуть 3 раза вокруг всех трёх осей на 180 градусов, направления всех осей сменятся на противоположные
-- неверно.