1837-й год у меня прочно ассоциируется с Пушкиным, а причина для дуэли возникла по любовной линии. Если эти двое ни при чем, то других идей нет.
В 1837 ещё первую железную дорогу построили (вернее, начали паровое сообщение, конки пустили по ней раньше, в конце 1836 года), как острил негативно относившийся к ним министр финансов Канкрин - «В других государствах железными дорогами связывают промышленные пункты, у нас же выстроили такую в трактир», имея в виду, что для популяризации идей поездок на железной дороге в конечном пункте, Павловске, был открыт ресторан с концертным залом (vauxhall) при нём, потом "вокзал" стало восприниматься, как название станционных зданий вообще. Анекдот рассказывает, что, когда иностранный инженер пришёл к царю с вопросом, делать ли дорогу, как в Европе, или шире, царь удивлённо спросил: "А на... шире?", немец, не знавший русских идиом, понял буквально, вызнал нужные сведения у осведомленных фрейлин и с тех пор русские дороги шире иностранных. Однако первая русская дорога имела ширину 1829мм против стефенсоновских 1435мм. Так что царский получается почти 40 см. Впрочем, в реальности единой "европейской ширины" тогда не было, как, впрочем, нет и сейчас - есть и иберийская, и ирландская колеи, а уж тогда это был всего лишь один из конкурирующих вариантов, а завышали ширину из боязни опрокидывания локомотива.
Вот еще байку вспомнил. У нас в 6-м и 7-м классе историю вел учитель черчения - просто больше некому было (он же вел рисование, из-за чего я довольно долго считал, что черчение и рисование - это, в общем-то, смежные дисциплины, как алгебра и геометрия). Так вот, то ли на уроке черчения, то ли на уроке истории он рассказал байку, что когда делали проект первой железной дороги, показали императору Николаю I проект. На одном из участков дорога сильно виляла. Когда император спросил, почему, ему ответили, что там болотистая местность, дорогу спроектировали с учетом рельефа. Он сказал, что это все ерунда, взял линейку, приложил к карте и провел прямую линию, но так как чертежник из него был не ахти, то, прижимая линейку к столу, он слегка выдвинул палец за край линейки, и в итоге на прямой линии образовался небольшой выступ в том месте, где он обвел карандашом палец. Исполнительные чиновники так и построили дорогу - прямо, но с выступом. Это правда так было или байка?
Байка. Как раз при Николае веребьинского обхода и не было. Был мост, построенный в 1851, на прямой линии. Там был сильный уклон, затруднявший движение, и даже приводивший к авариям. В 1881 построили обходной путь с меньшим уклоном, а мост забросили. Тогда, видимо, и придумали легенду, через три десятилетия после смерти Николая. В 2001 прямой путь был восстановлен, и построен новый мост.