Что такое эмоции? Это электрический ток в очень сложных электрических сетях (типа нейронных)? (естественно-научный ответ на этот вопрос смотрите по ссылке
http://dxdy.ru/topic113013.html)
Изложу свою философскую версию ответа на этот вопрос:
Может эмоции это что-то большее, какие-то ещё не открытые наукой объекты, природные явления?
Например, квант боли. Или элементарная частица радости. И т.п. И тогда нервная система это не суть эмоций сама по себе, а лишь промежуточное звено во взаимодействии с этими "эмоционными объектами."
То, что такие частицы до сих пор не обнаружены научно, может быть потому, что существуют они только в живых организмах. Что затрудняет их обнаружение среди кучи обычного вещества. Кстати, физиками давно уже обнаружены кучи элементарных частиц (около 400 вроде бы), которые долго не существуют в коллайдерах и быстро исчезают (распадаются, или еще как-то). Так вот, может эти частицы способны долго существовать в живых организмах? Т.е. они как раз могут быть кандидатами на роль эмоционных частиц. Все это может быть как-то встроено еще и в душу (тоже состоящую из особых частиц вещества). И соответственно может быть так, что частицы эмоций на самом деле не могут долго существовать без души, а не без биологического тела.
Вот интересная цитата из статьи "философия" на википедии:
"Одним из ключевых вопросов философии является понимание характера взаимосвязи между нашим сознанием и окружающим миром. Две концепции, возникшие на заре философии — материализм и идеализм, получают в Новое время свои названия и формальное изложение и начинают дальнейшее развитие. Материализм, прослеживающийся у атомистов-досократиков и в древнеиндийской локаята, в виде стройного изложения формулирует Томас Гоббс. Джон Локк, однако, заостряет внимание на том обстоятельстве, что человек не столько непосредственно контактирует с окружающим миром, сколько воспринимает его сквозь призму своих органов чувств. Джордж Беркли занимает позицию идеализма: он доводит аргументы Локка до абсолюта: человеческий мир состоит из его чувств и идей, а не из материальных объектов.[121]
Было также сформулировано несколько промежуточных концепций. Рене Декарт в своей философии пытался объяснить сосуществование идеального и материального мира. Его концепция, которая близко подходила к теории идей (англ.)русск. Платона, получила название «дуализма» (англ.)русск.. С другой стороны, Спиноза считал, что весь мир состоит из первичной «субстанции», которая и есть «бог» и которая формирует и материальные объекты, и человеческое сознание с идеальными объектами. Таким образом, материальный и идеальный мир становились двумя проявлениями одной и той же сущности. Наконец, Лейбниц, который ввёл термин «идеализм» в философию, сформулировал на заре XVIII века концепцию, которая перекликается с современной физикой элементарных частиц. Лейбниц считал, что основой всех объектов являются не материальные атомы, а «монады» — частички активности или энергии.[122]" © Wikipedia
И ещё одна цитата из статьи "Вечные вопросы философии," тоже на википедии:
"Английский философ Рассел в «Истории западной философии» формулирует «вечные вопросы философии» так: «Разделен ли мир на дух и материю, а если да, то что такое дух и что такое материя? Подчинен ли дух материи или он обладает независимыми способностями? Развивается ли вселенная по направлению к некоторой цели? Если же существует образ жизни, который является возвышенным, то в чем он состоит и как мы его можем достичь?». Проблема единства мира, проблема человека, проблема свободы и многие другие «вечные вопросы» получают своё решение в каждую эпоху в соответствии с уровнем достигнутых знаний и культурными особенностями." © Wikipedia
Так вот, мой ответ на первый вопрос ("Разделен ли мир на дух и материю, а если да, то что такое дух и что такое материя?"):
Мир разделен на дух и материю примерно так же как электрон разделён с протоном. Они разделены, но взаимодействуют между собой.
Дух состоит из особых элементарных объектов, материя тоже состоит из элементарных объектнов. Итого, разница между духом и материей только в том, что они состоят из различных элементарных объектов. Различных, но взаимодействующих.
Таким образом, моя точка зрения наиболее близка к точке зрения Спинозы из вышеупомянутых цитат, если он считал, что дух и материя взаимодействуют между собой. Только первичную субстанцию я богом не считаю, а называю просто вселенной. А Богом считаю (и называю) самое могущественное доброе (полезное) существо во вселенной.
Еще, если бы Лейбниц не считал бы свои "монады" фундоментальнее "атомов" (по современному фундаментальных физических частиц или квантовых объектов), а поставил бы их на один уровень с ними, т.е. счел бы всего лишь разновидностью элементарных объектов, то его точка зрения тоже была бы очень схожа с моей.
Если кто знает ещё философов, которые выдвигали подобные идеи, то подскажите пожалуйста имена.