2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


Посмотреть правила форума



Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2, 3  След.
 
 Re: Программа "Матшкольник", библиография
Сообщение29.09.2016, 16:58 


20/09/16
16
mihailm в сообщении #1154957 писал(а):
Учебники алгебры и начала анализа это не совсем (или даже совсем не) база для овладения основами математики.

Я рассматриваю эти учебники как базу для овладения школьной программой.

mihailm в сообщении #1154957 писал(а):
никому не нужных уравнений... от этой чуши из прошлого века надо избавляться

А чем плохи уравнения (спрашиваю, а не спорю)? Вот и учебник Колмогорова их не содержит, а экзамены требуют.

mihailm в сообщении #1154957 писал(а):
Высокий уровень у Виленкина, все довольно строго

Говоря о строгости я имею ввиду, например:

Виленкин. Алгебра и начала анализа. 10 класс писал(а):
Определение. Координатной окружностью называется окружность единичного радиуса, на которой выбраны начало отсчёта и направление обхода.
Обычно в качестве положительного выбирают направление обхода против часовой стрелки.

Понятие по|против часовой стрелки математике не принадлежит.
Если в каком-то месте трудно сохранить строгость изложения, то лучше об этом написать явно. Иначе такой учебник подрывает доверие...

 Профиль  
                  
 
 Re: Программа "Матшкольник", библиография
Сообщение30.09.2016, 00:03 


19/05/10

3940
Россия
Evenik в сообщении #1155743 писал(а):
...Я рассматриваю эти учебники как базу для овладения школьной программой
Программа матшкольник во многом параллельна материалу в учебниках
Evenik в сообщении #1155743 писал(а):
mihailm в сообщении #1154957 писал(а):
никому не нужных уравнений... от этой чуши из прошлого века надо избавляться
А чем плохи уравнения (спрашиваю, а не спорю)? Вот и учебник Колмогорова их не содержит, а экзамены требуют
Достаточно там уравнений
Evenik в сообщении #1155743 писал(а):
Виленкин. Алгебра и начала анализа. 10 класс писал(а):
Определение. Координатной окружностью называется окружность единичного радиуса, на которой выбраны начало отсчёта и направление обхода.
Обычно в качестве положительного выбирают направление обхода против часовой стрелки.
Понятие по|против часовой стрелки математике не принадлежит.
Если в каком-то месте трудно сохранить строгость изложения, то лучше об этом написать явно. Иначе такой учебник подрывает доверие...
Это какие-то странные эмоции. Принадлежит, в дальнейшем все разъяснится.

 Профиль  
                  
 
 Re: Программа "Матшкольник", библиография
Сообщение30.09.2016, 00:17 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


09/02/14

1377
Evenik в сообщении #1155743 писал(а):
Понятие по|против часовой стрелки математике не принадлежит.

Да ну, вы палку перегибаете, на $\mathbb{R}^2$ вполне себе понятно что такое "против/по часовой стрелке".

 Профиль  
                  
 
 Re: Программа "Матшкольник", библиография
Сообщение30.09.2016, 00:36 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


01/03/06
13626
Москва
Можно подвести итог, перефразируя Вождя: "другихписателей учебников у меня для товарища Поликарпова Evenik нет".
Можно подумать, что кто-то пишет специальные учебники по элементарной математике для "взрослых дяденек и тетенек". Элементарную математику осваивают в юном возрасте, поэтому и учебники написаны с учетом детской психологии, а попытки "бурбакинизировать" изложение математики для подростков были, но они неизменно приводили к плачевным результатам.
Да и поставленная цель
Evenik в сообщении #1154312 писал(а):
научиться решать задачи вроде бывших вступительных в НМУ
; взрослому; just for fun...

достигается вовсе не чтением каких-то фантастически правильных учебников, а совсем иным путем.

 Профиль  
                  
 
 Re: Программа "Матшкольник", библиография
Сообщение30.09.2016, 09:25 


25/08/11

1074
Статья Калягина есть на матнете, спрашивали.

 Профиль  
                  
 
 Re: Программа "Матшкольник", библиография
Сообщение30.09.2016, 11:36 


20/09/16
16
mihailm в сообщении #1155892 писал(а):
Программа матшкольник во многом параллельна материалу в учебниках

Вопрос не только про "Матшкольник", но и про традиционную школьную программу.

mihailm в сообщении #1155892 писал(а):
Достаточно там уравнений

Возможно, мы говорим о разных учебниках. Общих методов решения уравнений и неравенств (множество решений, равносильность, операции и т.п.) нет:
http://www.labirint.ru/screenshot/goods/239275/8/
http://www.labirint.ru/screenshot/goods/239275/9/

mihailm в сообщении #1155892 писал(а):
Принадлежит, в дальнейшем все разъяснится.

Увы, нет. Ну или ткните меня носом.

kp9r4d в сообщении #1155897 писал(а):
Да ну, вы палку перегибаете, на $\mathbb{R}^2$ вполне себе понятно что такое "против/по часовой стрелке".

Мне не понятно, объясните?

Brukvalub в сообщении #1155899 писал(а):
Можно подумать, что кто-то пишет специальные учебники по элементарной математике для "взрослых дяденек и тетенек".

Я не знаю, поэтому спрашиваю, а вдруг есть.

Brukvalub в сообщении #1155899 писал(а):
попытки "бурбакинизировать" изложение математики для подростков были, но они неизменно приводили к плачевным результатам

И в профильных школах тоже?

Brukvalub в сообщении #1155899 писал(а):
Да и поставленная цель достигается вовсе не чтением каких-то фантастически правильных учебников, а совсем иным путем.

Каким? Делитесь.

 Профиль  
                  
 
 Re: Программа "Матшкольник", библиография
Сообщение30.09.2016, 12:20 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


09/02/14

1377
Evenik в сообщении #1155951 писал(а):
Мне не понятно, объясните?

Поворот от $(1,0)$ к $(0,1)$ по определнию против часовой, а от $(0,1)$ к $(1,0)$ по определению по часовой. Вполне себе строго.

 Профиль  
                  
 
 Re: Программа "Матшкольник", библиография
Сообщение30.09.2016, 12:36 


20/09/16
16
kp9r4d в сообщении #1155958 писал(а):
Поворот от $(1,0)$ к $(0,1)$ по определнию против часовой, а от $(0,1)$ к $(1,0)$ по определению по часовой. Вполне себе строго.

Я понимаю, что такое поворот на угол. А что такое поворот от ... к ...? И какое отношение это имеет к часовой стрелке?

Ещё про строгость на примере понятия функции:
  • Самое лёгкое: можно объявить первичное понятие и проиллюстрировать на внешних примерах.
  • Незначительно труднее (зато красивее): можно определить как отношение (подмножество множества упорядоченных пар), не содержащее пар с одинаковым первым членом и разными вторыми.
Но в учебниках (даже профильных и не только школьных) обычно говорят: "Определение. Функцией называется правило сопоставляющее..."
Выглядит как обман. Допускаю доброе намерение, но какое?

 Профиль  
                  
 
 Re: Программа "Матшкольник", библиография
Сообщение30.09.2016, 13:08 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


09/02/14

1377
Evenik в сообщении #1155965 писал(а):
Я понимаю, что такое поворот на угол. А что такое поворот от ... к ...? И какое отношение это имеет к часовой стрелке?

Если вы понимаете, что такое поворот на угол - то и проблем нет. Положим по определению, что поворот на положительный угол - против часовой стрелки, а на отрицательный - по часовой. К часовой стрелке - никакого, "поворот против часовой стрелки" воспринимайте как единый термин.

Evenik в сообщении #1155965 писал(а):
Ещё про строгость на примере понятия функции:
Самое лёгкое: можно объявить первичное понятие и проиллюстрировать на внешних примерах.
Незначительно труднее: можно определить как отношение (подмножество множества упорядоченных пар), не содержащее пар с одинаковым первым членом и разными вторыми.
Но в учебниках (даже профильных и не только школьных) обычно говорят: "Определение. Функцией называется правило сопоставляющее..."
Выглядит как обман. Допускаю доброе намерение, но какое?


Это дело вкуса, конечно, но мне кажется вы слишком формализатор. Даже в высокой математике "функция" зачастую значит только некоторую интенцию - и многие объекты, которые называют "функциями" функциями в строгом смысле не являются. Например, очень часто говорят, что $\frac{1}{x} : \mathbb{R} \to \mathbb{R}$, хотя это не так, конечно, но некоторая неаккуратность в определённом смысле позволительна. А в топологии и геометрии вообще предпочитают разделять концепты "функции" и "графика функции", а в строгом смысле получается - что это одно и то же.

 Профиль  
                  
 
 Re: Программа "Матшкольник", библиография
Сообщение30.09.2016, 13:37 


20/09/16
16
kp9r4d в сообщении #1155973 писал(а):
К часовой стрелке - никакого, "поворот против часовой стрелки" воспринимайте как единый термин.

Почему бы не написать об этом в учебнике явно?

kp9r4d в сообщении #1155973 писал(а):
Это дело вкуса, конечно, но мне кажется вы слишком формализатор.

Мне так понятнее. Видимо я следую Кнуту: Лучший способ в чём-то разобраться до конца — это попробовать научить этому компьютер.

kp9r4d в сообщении #1155973 писал(а):
некоторая неаккуратность в определённом смысле позволительна

Если это только неаккуратность, почему бы не начать писать правильно?

kp9r4d в сообщении #1155973 писал(а):
А в топологии и геометрии вообще предпочитают разделять концепты "функции" и "графика функции", а в строгом смысле получается - что это одно и то же.

Да, заметил. Но зачем? Откуда это разделение (если не из математики) и какая польза?

 Профиль  
                  
 
 Re: Программа "Матшкольник", библиография
Сообщение30.09.2016, 13:41 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


09/02/14

1377
Evenik в сообщении #1155982 писал(а):
Почему бы не написать об этом в учебнике явно?

Всех деталей не обговоришь и все умалчивания явно не опишешь.

Evenik в сообщении #1155982 писал(а):
Если это только неаккуратность, почему бы не начать писать правильно?

Потому что такие технические аспекты очень часто отвлекают внимание от сути. Но дело вкуса, опять же.

Evenik в сообщении #1155982 писал(а):
Да, заметил. Но зачем? Откуда это разделение (если не из математики) и какая польза?

Ну потому что математика нужна для математиков, а математикам проще мыслить правило сопоставления и график за разные сущности.

 Профиль  
                  
 
 Re: Программа "Матшкольник", библиография
Сообщение30.09.2016, 13:48 


21/04/08
208
Evenik в сообщении #1155982 писал(а):
Почему бы не написать об этом в учебнике явно?

Когда термин "против часовой стрелки" встретился в первый раз, он был определен через $k>0$. Из тех что я видел, учебник Виленкина наилучший (это не относится к учебникам включающим его ФИО, первое издание которых вышло после его смерти, и соответственно за качество которых он отвечать не может).

 Профиль  
                  
 
 Re: Программа "Матшкольник", библиография
Сообщение30.09.2016, 15:45 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


06/10/08
6422
Evenik в сообщении #1155982 писал(а):
Да, заметил. Но зачем? Откуда это разделение (если не из математики) и какая польза?
Из математики, конечно. Определение функции как графика - техническое, оно нужно только для того, чтобы не вводить функцию в теорию множеств как базовое понятие. Для мышления принцип экономии фундаментальных понятий не всегда полезен, удобно думать функцию как "то, что можно применять к аргументу и композировать друг с другом", а не как график, отношение или какую-то другую конкретную реализацию.

 Профиль  
                  
 
 Re: Программа "Матшкольник", библиография
Сообщение30.09.2016, 16:18 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


01/03/06
13626
Москва
Evenik в сообщении #1155951 писал(а):
Brukvalub в сообщении #1155899

писал(а):
попытки "бурбакинизировать" изложение математики для подростков были, но они неизменно приводили к плачевным результатам
И в профильных школах тоже?

Разве в профильных школах учатся не подростки, а взрослые дяди и тети, уже порядком напрактиковавшиеся в абстрактном мышлении?
Evenik в сообщении #1155951 писал(а):
Brukvalub в сообщении #1155899

писал(а):
Да и поставленная цель достигается вовсе не чтением каких-то фантастически правильных учебников, а совсем иным путем.
Каким? Делитесь.

Чтобы научится быстро и успешно решать задачи нужно упорно тренироваться в решении задач! :D

 Профиль  
                  
 
 Re: Программа "Матшкольник", библиография
Сообщение30.09.2016, 16:48 


20/09/16
16
Xaositect в сообщении #1156033 писал(а):
Для мышления принцип экономии фундаментальных понятий не всегда полезен, удобно думать функцию как "то, что можно применять к аргументу и композировать друг с другом", а не как график, отношение или какую-то другую конкретную реализацию.

Принимается, спасибо.
Остаётся неясным, почему во многих учебниках под видом определений порой выступает то, что ими не является.
Можно же открыто объявить функцию первичным понятием (в примечании отметить, что может быть по-другому) и привести пояснение - несколько внешних примеров. Разве нет?

Brukvalub в сообщении #1156045 писал(а):
Разве в профильных школах учатся не подростки, а взрослые дяди и тети?

Нет.

Brukvalub в сообщении #1156045 писал(а):
уже порядком напрактиковавшиеся в абстрактном мышлении?

Да.

Вопрос был про результаты. Книга Давидовича пронизана идеями Бурбаки, но описанные результаты нельзя назвать плачевными.

Brukvalub в сообщении #1156045 писал(а):
Чтобы научится быстро и успешно решать задачи нужно упорно тренироваться в решении задач! :D

Угу, "если хотите научиться плавать, то смело входите в воду". А как самостоятельно проверять доказательства?

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 43 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3  След.

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group