Если даже не касаться вопроса о целесообразности (в смысле эффективности по отношению к определённым целям)
Вопрос целесообразности решён ещё в 19 веке, когда был разработан принцип независимости центральных банков. Независимость эта проявляет себя в трёх аспектах - политическом, экономическом и административно-управленческом (то есть способности самостоятельно принимать различные решения). Политическая независимость центрального банка может быть ограничена или вовсе отсутствовать, как в СССР или современной Северной Корее, но экономическая и административно-управленческая независимость в той или иной степени есть всегда у центрального банка любого государства мира, иначе центральный банк становится совершенно бессмысленным явлением, а его функции спокойно можно отдать казначейству и/или министерству финансов.
- к какой ветви власти относится деятельность Центрального Банка России?
Ни к какой ветви власти он не относится. Во-первых, существуют органы государственной власти и государственные органы. Второе понятие - существенно шире и включает в себя первое, то есть существуют государственные органы, не являющиеся органами государственной власти. Для начала даже не все органы государственной власти можно классифицировать по принципу разделения властей, пример - Президент РФ. Президента РФ нельзя отнести ни к органам исполнительной власти, ни к органам законодательной власти, ни к органам судебной власти, хотя у него есть полномочия и в сфере исполнительной власти, и в сфере законодательной власти, и в сфере судебной власти. Связано это с тем, что статью 10 Конституции РФ надо неразрывно толковать вместе со статьёй 11, где в части 1 говорится какие органы осуществляют государственную власть. Но помимо органов государственной власти, есть и государственные органы, которые нельзя отнести ни к одной из ветвей власти, чье осуществление государственной власти напрямую не закреплено в статье 11 Конституции РФ, но которые наделены властными полномочиями, самый простой пример - органы прокуратуры.
Касательно ЦБ РФ есть две точки зрения. Первая (Тосунян, Викулин) заключается в том, что ЦБ РФ это государственный орган, но, разумеется, не орган государственной власти. Вторая точка зрения состоит в том, что ЦБ РФ не является даже государственным органом, что связано с формально-юридическим отсутствием прямого указания на статус государственного органа у Банка России. И дальше идёт целый конгломерат версий, а чем же является ЦБ РФ - негосударственный орган, наделённый элементами властных полномочий (Братко), некоммерческая организация с частично переданными ей государственными властными полномочиями (Гейвандов), особое унитарное государственное предприятие (Ефимова), юридическое лицо публичного права (Олейник).
Существует три модели центральных банков по принадлежности активов - 1) европейская, где центральный банк государственный, 2) американская, где центральный банк акционерный, 3) японская, где центральный банк смешанный; европейская модель распространена в Европе, на постсоветском пространстве, Ближнем Востоке, в Тропической Африке, Латинской Америке, Южной Азии, Океании, американская - США, некоторые государства прецедентного права, в частности Карибский бассейн, японская - страны Восточной и Юго-Восточной Азии. Так как российский ЦБ работает по европейской модели, то логично сделать вывод, что и правовой статус у него де-факто такой же, как в аналогичных государствах - юридическое лицо публичного права.
Если хотите узнать этот материал подробней, то рекомендую почитать "Банковское право" под редакцией Алексеевой, Пыхтина и Хоменко, "Центральный банк в банковской системе России" Братко, "Основы банковского права" Олейник.
- если ЦБ входит в систему исполнительной власти, то почему его деятельность не подвластна Правительству России?
ЦБ РФ, как мы выяснили выше, не входит в систему органов исполнительной власти. Деятельность его не подвластна Правительству РФ ровно в той степени, в какой позволяется это принципом независимости центральных банков, чтобы правительство страны не могло покрыть дефицит бюджета и расплатиться по собственным долговым ценным бумагам через механизм неограниченной эмиссии денег, что было распространено в 17-18 веках. Впрочем, иногда и это не спасает: центральный банк Китая (Народный Банк Китая), формально будучи только подотчетным Постоянному комитету Всекитайского собрания народных представителей и Государственному совету КНР, и который работает самостоятельно на основании Закона КНР "О Народном банке Китая" по реализации функции по регулированию денежного обращения и кредита в Китае, в попытках ускорить экономический рост в Китае, расширил денежную базу за 2000-2015 годы в 30 раз (экономика выросла только в 3,7 раза), а опосредованно, через механизмы РЕПО и рефинансирования и создание дополнительного стимула для роста кредитования населения, банковской системы, бизнеса, государства, воздействуя на коммерческие банки и иностранные банки в Китае, расширил денежную массу до такой степени, что она уже в 2-3,5 раза превышает ВВП Китая по любой методике расчёта, и тем самым образовался кредитно-долговой пузырь под финансовой системой Китая.
- если такой важнейший орган государственной власти как ЦБ России не вписан в существующую систему разделения властей, то как его независимый властный статус соотносится с демократическим принципом выборности. Речь идёт о том, что исполнительные и законодательные органы власти выбираются народом.
Прекрасно соотносится, ровно таким же образом, как и соотносится то, что судьи или прокуроры не выбираются напрямую населением в странах нормативистской макроправовой семьи (в странах прецедентного права часть судей и прокуроров выбираются). Принцип выборности требует выборности, простите за тавтологию, только органов законодательной ветви власти и главы исполнительной власти на разных территориальных уровнях, если таковой есть, остальные назначаются в идеале через технократический механизм, как наиболее эффективные и компетентные специалисты, теми представителями органов законодательной власти и главами исполнительной власти, которые были выбраны населением, то есть по сути всё равно именно население опосредованно через своих представителей назначает специалистов в органах исполнительной власти, в органах судебной власти, в других государственных органах.
А кто выбирает руководство ЦБ?
Что даёт ему право быть независимым органом государственной власти?
И кем контролируется качество управления ЦБ?
Перед кем руководство ЦБ несёт ответственность за ошибочные (или просто недостаточно квалифицированные решения)?
На все эти вопросы есть ответы в законодательстве, достаточно открыть Конституцию РФ (часть 2 статьи 75, пункт "г" части 1 статьи 103) и ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
Несёт ли ЦБ ответственность за девальвацию рубля?
Не в большей мере, чем остальные субъекты российского общества и российской власти. В нынешней девальвации рубля виноваты несколько факторов - неэффективная экономическая модель, сложившаяся в РФ, участие России, причём основополагающее, в военном конфликте в Украине (захват Крыма, активное пособничество гражданской войне в Донецкой и Луганской областях), падение цен на нефть, природный газ и другие сырьевые commodities, замедление роста мировой экономики из-за стремительного распространения долговых проблем с только лишь развитых стран на развивающиеся страны и их (развивающихся стран) заметное перепотребление - ВВП в развивающихся странах уже почти 30 лет растёт заметно медленней, чем потребление товаров и рост кредитования, до поры до времени это сглаживалось тем, что экономический рост был всё равно крайне высоким (5-15% в год), но в определённый момент долговая нагрузка стала столь критичной, что сама уже мешает дальнейшему быстрому росту экономики, как это ранее случилось с развитыми странами, сама эта ситуация может быть и естественная, потому что экономика любой страны не может постоянно быстро расти, рано или поздно быстрый рост экономики должен перейти в быстрый рост потребления и наращивания уровня жизни, но факт перспектив замедления роста мировой экономики налицо. В этих условиях ЦБ ничего радикально иного, чем было сделано, совершить не мог, в конце концов ведь ЦБ - это не волшебник на голубом вертолёте, который способен разрешить все проблемы.