2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


В раздел Пургаторий будут перемещены спорные темы (преимущественно псевдонаучного характера), относительно которых администрация приняла решение о нецелесообразности продолжения дискуссии.
Причинами такого решения могут быть, в частности: безграмотность, бессодержательность или псевдонаучный характер темы, нарушение автором принципов ведения дискуссии, принятых на форуме.
Права на добавление сообщений имеют только Модераторы и Заслуженные участники форума.



Начать новую тему Ответить на тему На страницу 1, 2, 3, 4  След.
 
 Этологическая статья про зависть
Сообщение08.02.2015, 07:39 
Аватара пользователя


01/09/13

711
Прошу покритиковать мою статью "Страдания и наслаждения с точки зрения дарвинизма". Я уже выкладывал здесь предварительный вариант, но с тех пор статья сильно доработана.



С давних времён философов волнует вопрос, почему в нашем мире так много страданий. Обилие страданий в мире дикой природы стало даже проблемой для богословов, так что те изобрели название “теодицея” (буквально, “справедливость Божья”), чтобы попытаться примирить факты с концепцией о милосердном Боге. Этология и эволюционная психология могут дать достаточно чёткий ответ на поставленный вопрос: в мире дикой природы очень много страданий, поскольку способность испытывать страдания помогает выживать. Страдания животного всегда сигнализируют, что оно находится в неблагоприятных для выживания условиях. Животное страдает когда оно голодно, когда организм перегрет или переохлаждён, когда животное ранено и т.д. – все эти случаи говорят, что выживанию особи что-то угрожает. Стараясь избегать страданий, животное ищет для себя благоприятную для выживания среду. Наслаждения также важны для выживания: наслаждение сигнализирует что для выживания и размножения условия благоприятные (например, есть половой партнёр).
Итак, животное стремится к комфорту (отсутствию страданий) и наслаждениям, и благодаря этому находит благоприятные для выживания условия. Чем меньше страданий и больше наслаждений, тем лучше для выживания особи. Вроде всё просто, но здесь есть один нюанс. Живые организмы способны к успешной жизнедеятельности только в узком диапазоне внутренних параметров – так называемом гомеостазе. Избыток или недостаток, например, гормонов, или каких-то других регуляторов, всегда приводит к нарушениям жизнедеятельности. По-видимому, избыток страданий или наслаждений приводит к тому же эффекту. Если животное слишком страдает, оно может впасть в апатию, потерять внимание, сойти с ума и т.д. Если мозг пересыщен эндорфинами (“гормонами счастья”) и другими медиаторами, связанными с наслаждениями, то можно потерять чувство реальности. Эту проблему я буду в дальнейшем называть “зашкаливанием”.

По-видимому, природе удалось успешно решить проблему зашкаливания. Это достигается благодаря следующему правилу:
Люди и животные стремятся к комфорту и наслаждениям, но комфорт и наслаждения дают только иллюзию счастья (для популяции в целом).
Приведу для удобства пример. Предположим, в доисторической Африке на разных концах континента живёт два племени. В первом племени люди живут в ужасных условиях: их всё время кусают комары и москиты, они питаются помоями и при этом регулярно голодают, им всё время то холодно то жарко и т.д. Второе же племя живёт в комфортных условиях. Суть в том, что “уровень счастья”, или уровень удовлетворённостью жизнью этих двух племён, как я думаю, различается достаточно слабо (хотя жители первого племени стараются попасть в условия второго). Здесь работают три принципа:
1) Степень удовлетворённости жизнью определяется не уровнем комфорта, а направлением и скоростью его изменения (градиентом). Говоря другими словами, к хорошему быстро привыкаешь. Или можно сказать так: предвкушение удовольствия более ценно, чем само удовольствие;
2) Уровень удовлетворённости жизни человека в обществе определяется не абсолютным, а относительным уровнем комфорта, т.е. тем, насколько его уровень комфорта отличается от среднего в обществе. Можно сказать и так: несчастному человеку становится легче, если он видит, что другие люди в его обществе такие же или ещё более несчастны, чем он сам;
3) Если смириться с какой-то проблемой, она будет мучить намного меньше (примерно наполовину).
Эти три механизма – эффективный способ избежать “зашкаливания”. В первом племени каждый его член испытывает страдания, но поскольку он видит, как другие члены племени также страдают, он переносит их сравнительно легко. Т.е. речь о том что если не было этих трёх правил, первое племя хуже бы выживало из-за чрезмерных страданий, а второе - из-за чрезмерного удовольствия.
На данный момент я не могу сослаться на конкретные исследования для подтверждения этих положений, но я находил информацию в популярных книгах и на интернет-форумах, которая хорошо их подтверждает. В книге Гари Маркуса “Несовершенный человек” приводятся данные одного исследования в Японии, из которого следует, что хотя средний доход японской семьи в период с 1958 по 1987 год вырос в пять раз, мнение людей о собственном счастье совершенно не изменилось. Ещё проводился эксперимент с мышами, к сожалению я не знаю кто его проводил; условия их жизни меняли по синусоиде от среднего уровня. Оказалось, что их размножаемость этих мышей менялась по косинусоиде. Т.е. в периоды улучшения условий от плохих к хорошим мыши размножались быстрее, чем при хороших условиях.
В книге А. Казанцевой “Как мозг заставляет нас делать глупости” упоминается, что живые существа склонны реагировать не на модуль, а на градиент удовольствия. По-видимому, это особенно характерно для удовольствий, вызываемых наркотиками (в том числе сигаретой). Когда человек выкуривает первую сигарету, это вызывает выброс дофамина в мозгу и соответственно приносит удовольствие. Однако в дальнейшем, когда человек продолжает постоянно подстёгивать свою систему вознаграждения, нейроны мозга начинают перестраивать свои ацетилхолиновые рецепторы, и в результате сигарета уже не приносит такой радости, зато её отсутствие вызывает у человека настоящие страдания. Автор книги пишет, что большинство курильщиков бросили бы, если бы могли.
Отдельно можно упомянуть третье правило: проблема будет меньше причинять страданий, если с ней смириться. Это тоже легко объясняется с точки зрения эволюционной психологии: проблема причиняет страдания, потому что это выгодно для выживания – стараясь избавиться от страданий, человек или животное пытаются решить эту проблему. Но если проблему решить оказывается невозможно, зачем зря страдать?
Надо сказать, что эти правила – очень грубый редукционизм, и они должны выполняться далеко не на 100 процентов. Очень сомнительно, что корова, которую кусают слепни, станет “довольной жизнью” от того, что других коров в стаде они тоже кусают.
Возможно, существует ещё и четвёртое правило: важен не только градиент уровня комфорта, но и его изменение, градиент градиента – то есть, говоря научно, вторая производная от уровня комфорта. Это будет обсуждаться ниже.

Эволюционное объяснение зависти и сострадания
Сострадание – сложное психологическое явление, оно включает в себя разные компоненты. Состраданию часто сопутствуют слёзы. Все знают, что плач успокаивает человека, от слёз обычно становится легче.
Оборотная сторона сострадания – зависть. Когда недовольный жизнью человек видит людей, более несчастных чем он, ему становится легче (сострадание); если же он видит тех, кто живёт благополучнее его, ему становится тяжелее (зависть). Получается, что благополучные люди самим фактом своего благополучия делают его более несчастным, как если бы они причиняли ему страдания.
Состраданию сопутствует альтруизм, а зависти – агрессия. Объяснить этот феномен можно так. Когда мы видим несчастного, страдающего человека, наши собственные страдания становятся менее значительными. Этот человек как бы фактом своих страданий делает нам приятное, и поэтому возникает ответная реакция – “благодарность”, желание ему помочь. Когда же мы видим человека, которому живётся лучше чем нам, нам становится менее комфортно из-за сравнения себя с ним; фактом своего благополучия он как бы делает нам больно, и возникает желание сделать больно ему в ответ. Таким образом, мы нашли эволюционное (этологическое) объяснение природы зависти.
Можно заключить, что агрессия при зависти и альтруизм при сострадании - это побочный эффект действия второго правила, который в принципе скорее вреден для выживания, но природа так и не смогла его полностью устранить.

Выгода сопереживания
Термин “сострадание” можно разложить как “совместное страдание”. Иногда можно встретить термин “сорадость”. Насколько я знаю, существует пословица “Горе разделенное на двоих - это пол горя; радость разделенная на двоих - это две радости”. Я предлагаю такое объяснение этой поговорке: и совместное страдание, и совместная радость объединяет людей, спасает их от одиночества. Человек, чувствующий себя ущербно, радуется, когда узнает, что есть и другие, такие как он.
Нейробиологи пишут, что способность к сопереживанию ("эмоциональному резонансу") формируется у ребёнка в возрасте между вторым и третьим годом жизни:

http://coollib.com/b/225361/read

Эта способность обусловлена работой т.н. зеркальных нейронов в мозгу человека. Для формирования этой способности ребёнку необходим личный опыт сопереживания, прежде всего в виде игры. Отсутствие этого опыта в раннем детстве ведёт к алекситимитии и аутизму.

Социальный аспект
Последние 500 лет Европа, а позже и весь мир живут в условиях постоянного экономического роста – одного из атрибутов западной цивилизации. Это обеспечивает привлекательность западной модели. Но если наступит очень большой экономический кризис и рост сменится спадом, отношение к этой модели в мире может поменяться.
Если все жители страны ездят на Жигулях, их уровень удовлетворённости жизнью будет в целом примерно такой же, как если все ездят на Мерседесах. Но человек, попробовавший поездить на Мерседесе, наверно уже не сможет перебраться обратно в Жигули. Так же со всеми другими благами цивилизации: мы хотим чтобы они были всё более высокого качества, потом ещё более высокого и т.д. Это значит, что в условиях постоянного экономического роста общество будет в целом несколько более довольно, чем в условиях стагнации. Когда же рост остановится (а он не может длиться бесконечно), возрастёт недовольство.
Гонка общества за комфортом подобна состязанию с Чёрной Королевой Льюиса Кэрролла. Процитирую фрагмент из “Алисы”:

“ - Ну, у меня дома,- все еще с некоторым трудом проговорила Алиса,- если уж начнешь бежать и будешь бежать очень долго, в конце концов окажешься на новом месте, а не на том же самом.
- Значит, твоя страна тяжела на подъем, - сказала Королева. - Вот у нас приходится бежать во весь дух, чтобы остаться на месте. А если нужно попасть куда-то еще, приходится бежать чуть не в два раза быстрее.”

Насколько мне известно, 60-е годы двадцатого века были относительно “счастливым” периодом в истории России. О том, что люди тогда были относительно довольны жизнью, свидетельствует литература того времени, пропитанная верой в прогресс. На уровень удовлетворённости жизнью влияло, кроме экономики, множество других факторов, о которых будет сказано ниже. Сейчас мы живём гораздо богаче чем в то время, но явно не счастливее. У меня нет статистики, но очень многие пожилые люди, с которыми я общался, говорят, что испытывают ностальгию по прошлым временам.
Из изложенной гипотезы теоретически должно следовать, что в развивающих странах люди должны быть более довольны жизнью, чем в развитых, поскольку в развивающихся странах выше скорость экономического роста. Я затрудняюсь сказать, насколько это наблюдается в действительности. Если это правило не соблюдается, можно объяснить его тем, что в условиях глобализации жители развивающихся стран сравнивают свой уровень жизни с уровнем жизни развитых стран, и это сравнение оказывается не в их пользу (т.е. работает второе из трёх озвученных правил). В любом случае, из излагаемой концепции следует, что когда страна из развивающейся становится развитой, уровень удовлетворённости жизнью в обществе должен снижаться. Вероятно, это произошло в недавнем прошлом с Японией.
Когда в СССР была перестройка, население знало, что в западных странах производятся гораздо более качественные автомобили, бытовая техника и прочие товары. По-видимому, это осознание понижало уровень жизни россиян, заставляло их завидовать Западу, что и привело к краху СССР. Сейчас наблюдается в некотором роде противоположная ситуация: уровень жизни в России выше чем на Украине, и украинцам приходится сравнивать свой достаток с достатком россиян, завидовать последним, что уже привело к определённому, можно сказать, психологическому поражению Украины и прозападных сил на Украине. Средний украинец сейчас живёт в гораздо более комфортных условиях, чем средневековые короли, но россияне живут ещё лучше, что заставляет украинцев им завидовать. Если на Украине произойдёт большой экономический кризис, этот эффект намного усилится, и, возможно, приведёт к полному поражению “промайдановских” сил. С другой стороны, если украинцам удастся построить благополучное общество, это будет, наоборот, поражением России.
Должен, однако, сказать, что объяснять такие закономерности с точки зрения этологии -это уж совсем грубое упрощение, наверно скорее неправильное. Раньше в истории не было такого, чтобы страна могла проиграть войну из-за того, что её экономика производит недостаточно качественные товары. Реалии нынешнего мира таковы, что мы живём в обществе потребления. Насколько я знаю, в условиях последних войн население больше страдало не от военных действий, а от экономических санкций.
Первопричина всего этого, как мне видится, в том, что телеканалы лишены возможности зарабатывать за счёт прямых абонентских платежей, и поэтому им приходится размещать много рекламы. А реклама формирует в обществе “культ потребления”.
Американский психолог Д. Майерс приводит данные исследований, согласно которым рост воровства в США в 1951-1955 годах произошёл из-за распространения телевидения, демонстрировавшего более высокий, чем это было доступно большинству зрителей, жизненный уровень героев телеэкрана. Зрители стали смотреть на этих героев, завидовать им, и это способствовало росту преступности.



Далее в статье про оптимизм, веру в лучшее и другие "компоненты счастья", механизмы формирования неврозов, и про вредное воздействие на людей социальных сетей. Могу ли я разместить ссылку на всю статью?

 Профиль  
                  
 
 Re: Этологическая статья про зависть
Сообщение08.02.2015, 08:21 
Аватара пользователя


21/09/12

1871
Всё правильно. Но слишком обыденные вещи Вы говорите.
Какой вывод-то?
Запретить рекламу на ТВ и крутить фильмы и передачи с тезисами: "Мы живём хорошо и будем жить всё лучше и лучше, а наши соседи всё хуже и хуже"?
Так это и так делается на провластных каналах.

 Профиль  
                  
 
 Re: Этологическая статья про зависть
Сообщение08.02.2015, 08:49 
Аватара пользователя


08/08/14
181
Почитал Эволюционное объяснение зависти и сострадания. Так и где это объяснение? Увидел там лишь "вода мокрая, масло маслянное" и ближе к концу:
Цитата:
Таким образом, мы нашли эволюционное (этологическое) объяснение природы зависти.

Там точно ничего не пропущено?

 Профиль  
                  
 
 Re: Этологическая статья про зависть
Сообщение08.02.2015, 09:24 
Аватара пользователя


01/09/13

711
ArtDen в сообщении #975320 писал(а):
Там точно ничего не пропущено?


Поскольку уровень удовлетворённости жизнью определяется не абсолютным, а относительным уровнем комфорта, то чем выше уровень комфорта у окружающих, тем ниже наш "уровень счастья". Таким образом, высокий уровень комфорта у окружающих делает нас менее довольным жизнью, окружающие как бы делают нам неприятно своим уровнем комфорта. Ннам неприятно, если кто-то делает нам больно, и нам неприятно, если мы видим что окружающие живут лучше чем мы - в обоих случаях возникает ответная реакция, неприязнь. Это объясняет, почему мы не любим тех, кому завидуем.

 Профиль  
                  
 
 Re: Этологическая статья про зависть
Сообщение08.02.2015, 09:42 
Аватара пользователя


21/01/09
3925
Дивногорск

(Оффтоп)

У соседа корова сдохла. Уже радость?

 Профиль  
                  
 
 Re: Этологическая статья про зависть
Сообщение08.02.2015, 09:45 
Аватара пользователя


08/08/14
181
Linkey
Опять "вода мокрая, а масло масляное". Вы вообще понимаете что такое эволюционное объяснение? Это объяснение, почему зависть возникла в процессе эволюции, как черта, дающее приемущество в выживании и передаче своих генов потомкам у особей, которые этой завистью обладают, перед теми, у кого ее нет.

 Профиль  
                  
 
 Re: Этологическая статья про зависть
Сообщение08.02.2015, 09:58 
Аватара пользователя


01/09/13

711
ArtDen в сообщении #975329 писал(а):
Опять "вода мокрая, а масло масляное". Вы вообще понимаете что такое эволюционное объяснение? Это объяснение, почему зависть возникла в процессе эволюции, как черта, дающее приемущество в выживании и передаче своих генов потомкам у особей, которые этой завистью обладают, перед теми, у кого ее нет.


В эволюции возникло второе правило как средство для борьбы с "зашкаливанием", а зависть - побочный продукт этого правила.

 Профиль  
                  
 
 Re: Этологическая статья про зависть
Сообщение08.02.2015, 09:59 
Заблокирован
Аватара пользователя


07/08/06

3474
Linkey в сообщении #975327 писал(а):
Поскольку уровень удовлетворённости жизнью определяется не абсолютным, а относительным уровнем комфорта, то чем выше уровень комфорта у окружающих, тем ниже наш "уровень счастья". Таким образом, высокий уровень комфорта у окружающих делает нас менее довольным жизнью, окружающие как бы делают нам неприятно своим уровнем комфорта. Ннам неприятно, если кто-то делает нам больно, и нам неприятно, если мы видим что окружающие живут лучше чем мы - в обоих случаях возникает ответная реакция, неприязнь. Это объясняет, почему мы не любим тех, кому завидуем.

Тут смесь не связанных между собой понятий.
"уровень удовлетворённости жизнью"
"живут лучше чем мы"
"уровень комфорта"
"неприязнь"

Какая связь между "уровень комфорта" и "живут лучше чем мы" вне потребительской системы ценностей? Также "уровень удовлетворённости жизнью" и "живут лучше чем мы" - в каком смысле "лучше"? Кто-то любит ходить в горы и ему совершенно безразлично, сколько этажей у коттеджа, который виден из окна его квартиры в пятиэтажке. В горах "уровень комфорта" существенно ниже, чем в кресле у ТВ, значит ли это, что с ним что-то не так (или быть может, он просто дальше ушёл от животных, так что этология предсказать его поведение не в силах?).

Также выше встречается "градиент уровня комфорта", это не то же самое, что "относительный уровень комфорта" - первое это сравнение с собой в другом времени. Должны ли мы завидовать сами себе и ненавидеть себя за это?

Вообще, в тексте нет чёткого определения понятий, выводы не опираются на факты (хотя бы ссылки на чьё-то авторитетное мнение) и делаются вообще непонятно на основе чего, Вы и сами пишете: "затрудняюсь сказать, насколько это наблюдается в действительности" - тогда какой в этом смысл?

 Профиль  
                  
 
 Re: Этологическая статья про зависть
Сообщение08.02.2015, 10:07 
Аватара пользователя


08/08/14
181
Linkey в сообщении #975332 писал(а):
В эволюции возникло второе правило как средство для борьбы с "зашкаливанием", а зависть - побочный продукт этого правила.

Можно рассказать поподробнее, что это такое - второе правило, что подразумевается под зашкаливанием и почему зависть - побочный продукт?

 Профиль  
                  
 
 Re: Этологическая статья про зависть
Сообщение08.02.2015, 10:22 
Аватара пользователя


21/09/12

1871
ArtDen в сообщении #975335 писал(а):
Можно рассказать поподробнее, что это такое - второе правило, что подразумевается под зашкаливанием и почему зависть - побочный продукт?

Вы статью читали?
Цитата:
2) Уровень удовлетворённости жизни человека в обществе определяется не абсолютным, а относительным уровнем комфорта, т.е. тем, насколько его уровень комфорта отличается от среднего в обществе. Можно сказать и так: несчастному человеку становится легче, если он видит, что другие люди в его обществе такие же или ещё более несчастны, чем он сам;
Дальше автор говорит и о сравнении себя с более благополучными людьми.
Цитата:
Живые организмы способны к успешной жизнедеятельности только в узком диапазоне внутренних параметров – так называемом гомеостазе. Избыток или недостаток, например, гормонов, или каких-то других регуляторов, всегда приводит к нарушениям жизнедеятельности. По-видимому, избыток страданий или наслаждений приводит к тому же эффекту. Если животное слишком страдает, оно может впасть в апатию, потерять внимание, сойти с ума и т.д. Если мозг пересыщен эндорфинами (“гормонами счастья”) и другими медиаторами, связанными с наслаждениями, то можно потерять чувство реальности. Эту проблему я буду в дальнейшем называть “зашкаливанием”.

Цитата:
Состраданию сопутствует альтруизм, а зависти – агрессия. Объяснить этот феномен можно так. Когда мы видим несчастного, страдающего человека, наши собственные страдания становятся менее значительными. Этот человек как бы фактом своих страданий делает нам приятное, и поэтому возникает ответная реакция – “благодарность”, желание ему помочь. Когда же мы видим человека, которому живётся лучше чем нам, нам становится менее комфортно из-за сравнения себя с ним; фактом своего благополучия он как бы делает нам больно, и возникает желание сделать больно ему в ответ. Таким образом, мы нашли эволюционное (этологическое) объяснение природы зависти.
Можно заключить, что агрессия при зависти и альтруизм при сострадании - это побочный эффект действия второго правила, который в принципе скорее вреден для выживания, но природа так и не смогла его полностью устранить.

 Профиль  
                  
 
 Re: Этологическая статья про зависть
Сообщение08.02.2015, 10:29 
Заблокирован
Аватара пользователя


07/08/06

3474
atlakatl в сообщении #975338 писал(а):
объяснение природы зависти

Кстати, тема "чёрной" и "белой" зависти не раскрыта. Разница примерно такая: "да, у него получается лучше, значит, нужно ему ставить палки в колёса" и "да, у него получается лучше, значит, нужно мне больше стараться/заняться чем-то другим/etc". Существование последней отрицается? :D

 Профиль  
                  
 
 Re: Этологическая статья про зависть
Сообщение08.02.2015, 10:34 
Аватара пользователя


08/08/14
181
atlakatl
Я прочитал только интересующий меня параграф и увидел в нем только воду. Сейчас прочитал процитированные вами участки и могу с уверенностью сказать, что там тоже вода :-) Где в статье хотя бы один логический вывод или заключение, основанные на логике, а не высосанные из пальца?!

 Профиль  
                  
 
 Re: Этологическая статья про зависть
Сообщение08.02.2015, 10:48 
Аватара пользователя


21/09/12

1871
AlexDem в сообщении #975340 писал(а):
тема "чёрной" и "белой" зависти не раскрыта

Статья называется "Страдания и наслаждения с точки зрения дарвинизма". Был бы упор именно на зависть, автор раскрыл бы и эту тему.

 Профиль  
                  
 
 Re: Этологическая статья про зависть
Сообщение08.02.2015, 10:58 
Заблокирован
Аватара пользователя


07/08/06

3474
atlakatl в сообщении #975344 писал(а):
Статья называется "Страдания и наслаждения с точки зрения дарвинизма". Был бы упор именно на зависть, автор раскрыл бы и эту тему.

Определения понятия страдания не приведено :mrgreen:

 Профиль  
                  
 
 Re: Этологическая статья про зависть
Сообщение08.02.2015, 11:26 
Аватара пользователя


21/09/12

1871
AlexDem в сообщении #975347 писал(а):
Определения понятия страдания не приведено

Автор же в конце говорит, что это только начало. Глубокого и всеобъемлющего труда.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 49 ]  На страницу 1, 2, 3, 4  След.

Модераторы: photon, Deggial, korona, Ende, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group