Подкинули мне на днях презабавную задачку, захотелось поделиться. Но для начала предлагаю "сверить часы" наших интуиций.
1. Забавляется, например, Ахиллес с Черепахой. Пробежит Черепаха за полчаса метр да полметра -- Ахиллес тут же (мгновенно) возвращает её на 1 метр обратно; Черепаха за следующие четверть часа пробегает треть метра плюс ещё четверть, а Ахиллес её обратно на полметра; за осьмушку часа ... . Ну и дальше понятно: Черепаха, не ограниченная скоростью света, в течение всего часа делает всё меньшие рывки вперёд, а Ахиллес терпеливо возвращает её обратно. Вопрос: какое расстояние преодолеет Черепаха к исходу часа?
Модель для этой задачи простая (знакопеременный ряд, законно сводящийся к гармоническому), и если наши интуиции схожи, то против ответа
возражать никто не будет.
2 (Перефраз из Гарднера). Есть у нас пустая корзина и бесконечно много упорядоченных в порядке возрастания нумерованных карточек с номерами
Производим процедуру, аналогичную предыдущему примеру: через полчаса помещаем в корзину 2 карточки и тут же забираем первую, затем -- через четверть часа -- помещаем ещё 2 и забираем вторую и т.д.
Вопросы:
(а) сколько карточек останется в корзине ровно через час?
(б) чему равна сумма чисел в корзине ровно через час?
Модель для этой задачи тоже простая, хоть и другая. По количеству карточек, уверен, мы (и с Гарднером тоже) сойдёмся во мнении --
.
По вопросу (б) интуиция уже срабатывает не так однозначно. Хотя числа в данном примере являются неотъемлемыми атрибутами карточек, придирчивый читатель, вероятно, попросит сформулировать вопрос строже: например, чему равна сумма чисел на карточках в корзине ровно через час? И ответ на такой вопрос будет однозначно следовать из (а) --
.
Ну и сама задача.
Пусть теперь у нас имеется набор золотых гирек, на каждой из которых указан её вес: 1 кг,
кг, ..., и всё та же пустая корзина. По той же схеме забавляемся один час и спрашиваем:
(а) сколько гирек в корзине ровно через час?
(б) сколько золота (в кг) в корзине ровно через час?
(в) при желании можно спросить и о числах на гирьках.
И здесь уже нас ждут мелкие неприятности. Золота, конечно
кг, а гирек никаких нет. Студенту просто объяснить: сказать, что невозможно построить согласованные модели для разных вопросов этой задачи; привести для наглядности в пример парадокс Бертрана, в котором также разные модели приводят к разному результату (хотя, имхо, и с меньшим ущербом для интуиции).
А чот сказать толковому ученику, прочитавшему Виленкина (по теме) и того же Гарднера?