Есть две задачи, которые я вроде решил, но решения не совсем совпадают с ответами, подскажите в чём ошибка.
1). На дне маленькой запаянной пробирки, подвешенной над столом на нити, сидит муха, масса которой равна массе пробирки. Расстояние от дна пробирки до стола равно длине пробирки
. Нить пережигают, и за время падения муха перелетает со дна в верхний конец пробирки. Определить время падения пробирки. (Ответ:
)
Моё решение:
В верхней точке потенциальная энергия пробирки и мухи равна
, но муха перелетев, оказывается в точности в том же месте, как и до пережигания нити, значит её потенциальная энергия не изменилась и будем рассматривать только потенциальную энергию пробирки
. В нижней точке (при контакте со столом) кинетическая энергия пробирки будет (делаем допущение , что на таком малом расстоянии падение равномерное)
. Приравнивая потенциальную и кинетические энергии пробирки из закона сохранения энергии получается ответ:
, где ошибка?
2)Два маятника в виде шариков разных масс
и
, подвешены на нитях разной длины
и
, так что шарики соприкасаются. Первый шарик отводят в плоскости нити на
небольшой угол
и отпускают. На какие углы отклонятся маятники после упругого удара? (Ответ:
и
)
Решение:
Сразу сделаем допущение, т.к. угол
маленький то высота
относительно начального положения маятников, на которую поднимается первый маятник равна :
.
Найдём скорость первого маятника в нижней точке
Из
получим , что
Составим такую систему из закона сохранения энергии и сохранения импульса:
, где
и
- скорости первого и второго маятника после соударения соответственно.
Решения этой системы есть
и
Учитывая, что удар абсолютно упругий, потери энергии нет, то можно как бы обратить задачу, т.е. скорости
и
примут такие же значения, если оба маятника отпустить с некоторых высот
,
, на эти высоты поднимутся маятники после соударения.
Из закона сохранения энергии для обоих маятников (используя решения системы) можно записать:
и
Выразив углы получаем ответ:
и
Как видно первый ответ совпадает с правильным, а второй отличается только квадратом
. В чём же ошибка или в учебнике одни опечатки...