Но вообще-то я стала немного понимать "альтов". Даже имея опыт математического описания, я с большим трудом перехожу к физическому. Например, мне постоянно кажется, что мат. точка движется по мировой линии, то есть у нее есть как бы скорость движения, какая-то произвольная параметризация.
Ну, можно пользоваться этим образом. То есть, мы "сканируем" пространство-время взглядом, и все точки движутся куда-то. Правда, сканируем иначе - они и движутся иначе. Нельзя сказать, что это совсем ересь. Скорее, это неполное представление, которым надо пользоваться, помня о его недостатках (относительность!). Но в то же время, мы не можем совсем отказаться от трёхмерного языка и образов, это было бы неестественно. Поэтому, переводить на этот язык и с него - полезное умение.
Просто по мере тренировки, по мере работы с задачами, трёхмерный язык требуется всё меньше и меньше, многие вещи соображаешь уже на четырёхмерном языке. Но это дело практики, поначалу не даётся. Ну и ладно, не трагедия.
-- 29.11.2014 21:43:28 --Вот если бы Munin привёл пример, чтобы что-то одно было в 3-мерье относительно, а в 4-мерье - абсолютно. Чтобы нам ощутить разницу.
Куча примеров.
Кинематика: на каком расстоянии находятся две частицы, движущиеся равномерно прямолинейно с неравными скоростями? В 3-мерии - зависит от системы отсчёта, да ещё и от момента измерения. В 4-мерии - имеем две скрещивающиеся прямые, и можем точно указать и расстояние, и угол.
Какую форму имеет расширяющийся фронт волны? (Не обязательно световой, поучительней рассмотреть звуковую, хотя это сложнее.) В 3-мерии - разные круги и эллипсы, иногда с центром в точке излучения, иногда нет. В 4-мерии - конус, и всё. Одинаковый, как его ни верти.
Летят два стержня повдоль себя, навстречу друг другу. В каком порядке происходят совпадения их концов? В 3-мерии - зависит от системы отсчёта (поскольку в разных с. о. стержни по-разному сокращаются). В 4-мерии - есть просто две полосы и точки пересечения их краёв.
Динамика: какова кинетическая энергия частицы? скорость, импульс? Всё зависит от системы отсчёта. В 4-мерии - это просто векторы, имеющие свои направления, и всё. (Точнее, один 4-вектор и для энергии, и для импульса; один 4-вектор для скорости. Подобное "объединение" 3-мерных величин типично, например, так же "объединяются" в один 4-вектор сила и мощность.)
Сталкиваются и разлетаются две частицы. Под каким углом? В 3-мерии всё зависит от системы отсчёта, в 4-мерии - всё однозначно (правда, углы времениподобные).
Та же задача близнецов: в одной системе отсчёта один сюжет, в другой - другой, и установить, что ответы совпадают, можно только после сложных расчётов. А в 4-мерии мировые линии близнецов образуют просто треугольник, как его ни верти.
Хватит? Ещё? Есть целые толстые задачники на эту тему. Могу просто открыть, и оттуда подряд перечислять.
Если добавить ещё одно измерение, то и интервал полетит к относительным берегам. Такова судьба абстрактного. Я говорил о реальных объектах. Но, видно, в абстракции они не вписываются.
В этом беда "хвилософов" - они не понимают слов, которые произносят.
Абстрактное - это не то же самое, что выдуманное. Абстрактное - соответствует реальному. Это раз.
Ещё одно измерение добавить нельзя. Потому что физика основана на экспериментах, и эксперименты диктуют именно четыре измерения пространства-времени, и законы, следующие именно из этих четырёх измерений. Не больше и не меньше. Можете заниматься фантазиями какими угодно, но физика от этого с места не стронется. И реальность,
которую физика описывает, - тоже.