Господа и дамы! Я хочу обратиться к вам со следующим предложением.
Учитывая факт исчезновения вопрощающего, я предлагаю продолжить тему в такой форме. Предположим, что есть какой-то мифический человек, который мучается вопросом выбора. Вопрос сей обозначен в постановке темы. Предлагаю попытаться более или менее аргументированно выявить положительные и отрицательные стороны профессии, при этом не перходя за рамки. То есть бросить желание доказать кому-то, что мехмат всех круче. Это все знают, так что, право, не стоит. Давайте просто оценим риск. А риск тут складывается из двух вариантов развития ситуации - либо человек идет в математику, либо не идет. Во втором случае, конечно, множество нюансов, но их в первом приближении можно отбросить. То есть мы остаемся в рамках темы, но мифический характер вопрошающего, как мне кажется, должен сбавить градус обсуждения. Такие темы обычно переходят в какие-то горячие споры ни о чем. А горячие споры никогда ни к чему, кроме драк и обид не приводили. Пусть каждый попытается взглянуть как бы со стороны на предмет обсуждения. Я понимаю как это тяжело сделать тем, кто "внутри" предмета находится. Но я призываю попробовать. Думаю, что для каждого в этом будет польза. Я постараюсь опустить свое исключительно позитивное отношение к математике и математикам и выдвать более или менее хладнокровные суждения. Заранее прошу не обижаться, если я где-то перегну палку, но я буду делать это для выявления некоторых сторон. Если кто не согласен на эту маленькую, но, на мой взгляд, серьезную игру, которая при хорошем исходе может привести к созданию хорошей темы о проблеме выбора для будущих, уже не столь мифических вопрошающих, то я, конечно, готов свернуть эту странную идею, которая мне пришла в голову. Хотя я и сам понимаю, что идея такая попахивает некоторой инфантильностью. Но я попробую довести до вас свое мнение и, быть может, ваши доводы его изменят.
worm2 писал(а):
Меня заинтересовал вот какой вопрос: не упоминали ли в разговоре с Вами разочарованные в математическом образовании люди, куда бы они пошли, если бы им предоставилась возможность "отмотать время назад"? Например, в МГИМО, в МФТИ, на экономический, ...
Простите, я сперва не заметил вашего вопроса. Вы знаете, обычно там складывалась такая ситуация, что они шли в какую-то область и в ней получали второе высшее, поэтому на такие темы обычно не выходило. Ну, понятно, что часто приходилось слышать что-то вроде "куда угодно, только не туда, где я учился", но по этому сложно судить.
worm2 писал(а):
Просто я всегда считал, что человек с хорошим математическим образованием обладает некоторыми качествами, полезными в любой другой области. Например, дотошность, умение схватывать суть дела...
Я бы сказал так - человек с хорошим математическим образованием обладает минимальным набором качеств, полезных в другой области. Я это пытаюсь обосновать чуть ниже. Просто, чтобы не повторяться.
photon писал(а):
А я поддержу Lion-а и вот почему: выбор вуза это всегда рулетка - сколько ни спрашивай, ни узнавай - никогда не поймешь, что тебя ждет, пока сам не поучишься
Вы правы. В нынешних ситуациях это так и есть. Ведь нынче как выбирают стать или нет математиком - хорошая успеваемость по математике в школе, интересно - значит можно идти в математики, хотя, как вы совершенно справедливо заметили
photon писал(а):
математика на ММ и та математика, которая сейчас нравится 14-ти-летнему пареньку - две большие разницы
Я бы даже сказал - две огромные разницы. Но кто пареньку об этом втолкует? Ведь согласитесь, чем играть в рулетку, не проще ли спросить у того, кто знает об этой игре гораздо больше? Да, конечно, у него свое мировосприятие, но тем не менее - он знает. Он может рассказать. Молодым людям в таких ситуациях можно дать лишь один совет - если такой специалист им говорит, что сам работает в этой области и ничего лучше парню не найти, то таких людей слушать нельзя ни в коем случае - им дела нет до этого паренька, они просто представляют себя на его месте.
Выбор специальности, конечно, всегда некоторая рулетка. Но мы здесь не об этом. Точнее я не об этом. Я хочу сказать, что всегда есть возможность риск минимизировать. Если бы молодые люди не кидались сломя голову куда попало, то неудачно полученного образования было бы куда меньше. Если бы им грамотно разъясняли, чему и где учат, что потом делать с этими знаниями и так далее. Ведь сейчас выпусник школы просто понятия не имеет о том, что такое инженер. И это он несет дальше, в вуз, потом он становится ученым и порой приходится такое слышать об инженерах, что волосы дыбом встают - вроде того, что инженер и ПТУшник это одно и то же. Ну и т.п.
А ведь каждый вуз и каждый факультет говорит одно: "у нас лучше всех". Как так можно что-то выбрать?
Lion писал(а):
Например, следующие: умение учиться, упорно работать; умение быстро разбираться в нестандартных ситуациях. Ну и естественно, некоторые профессиональные навыки: работа с компьютером, теория вероятностей, экономика, статистика.
Ну давайте будет
Lion писал(а):
Например, следующие: умение учиться, упорно работать; умение быстро разбираться в нестандартных ситуациях. Ну и естественно, некоторые профессиональные навыки: работа с компьютером, теория вероятностей, экономика, статистика.
Ну давайте будем рассуждать. Вы говорите
Умения:
1)
Умение учиться и упорно работать. Да, разумеется. Но кто вам сказал, что мехмат этому учит лучше, чем другие вузы? Это не есть факт, мсье Дюк, как говорилось в одном фильме. Я вас могу уверить, что в любом вузе вам скажут, что у них учиться сложнее всего. Ну а если привлечь некоторые рассуждения, то вот к чему можно прийти. На мехмате изучается в подавляющем преимуществе математика (мы сейчас об отделении математики). Поэтому материал более или менее однобокий. Следовательно, если у вас хорошие способности и вам это нравится, но вам это не доставит труда. Ну а если вам это тяжело, то вас это научит (если вы не будете покупать экзамены и прочие вещи), но научит только лишь однобокой работе - математике. В других областях требуется работать совсем по-другому.
2) умение быстро разбираться в нестандартных ситуациях. Не буду тут растекаться мыслью по древу, но тут предыдущая мысль работает еще сильнее. Нестандартные ситуации в других науках и областях совершенно иные, нежели в математике.
Профессиональные навыки:
1)
работа с компьютером. Да, это так. Если вы станете профессиональным программистом, то это для вас будет незаменимо. Но я не считаю, что серьезное программирование существенным образом отличается от математики. Недаром мехматовцы считаются лучшими программистами. Правда в отдельных областях. Но если вы не станете великим программистом, то работе с компьютером сейчас учит любой вуз. Причем, что важнее, почти все вузы учат работе с важными в приложениях пакетами, а ничего важнее в множесте областей нет.
2)
теория вероятностей, экономика, статистика. Ну здесь я, конечно, улыбнулся. Теория вероятностей и статистика очень важные в приложениях вещи. Но ведь любой выпускник экономического или технического вуза ими владеет в необходимом объеме. Согласитесь, что тот, кто владеет только этими навыками, имеет меньше шансов.
Ну а что касается экономики, то это вы говорите только о экономическом потоке. Но в реальной экономике потребность в математике отнюдь не так велика, чтобы иметь такое высококлассное математическое образование. Любой экономист имеет гораздо больше шансов.
photon писал(а):
А что касается навыков - хороший вуз учит учиться, а все остальное - мелочь, и в жизни, какую бы ни выбрали специальность, понадобится скорее всего несколько процентов из того, чему учили в вузе.
Да, но, опять же, навыки слабее, если занятие однобокое.
Что касается процентов, то это зависит от специальности. Бывает, что нужно 100% и даже более.
Fgolm писал(а):
.Я не могу поверить, что выпускник МехМата будет пасовать перед кем-либо: любая профессия так или иначе связанная с математикой (экономика, программирование и т.п.) ему по плечу (причем легко).
Экономика не так сильно связана с математикой, как это принято считать на мехмате. Но мы все равно больше говорим о том, к чему математика имеет слабое отношение. Потому что специалисту в любой области дают необходимые математические навыки, но, кроме того, и огромный кладезь профессиональных знаний.