пролетая возле Эвереста, экипажу самолета приходилось бороться с небольшим уклоном от курса из-за тяготения горы.
Давайте посчитаем. Пусть у нас есть конусообразная гора высотой 8 км, занимающая площадь
(это не настоящий Эверест, он и начинается-то на высоте около 5 км, но для завышенной оценки сойдет) с плотностью вещества
(средняя плотность среднего камня, у реальной горы она меньше). Получаем массу горы порядка
кг. На самолет, пролетающий на расстоянии порядка 10 км от ее центра, действует "дополнительное" ускорение порядка
, т.е. около
ускорения свободного падения (реально, с учетом всех завышений по дороге, оно будет еще как минимум на порядок меньше). При проходе самолетом слабой зоны турбулентности (когда пассажиров по ощущениям) "чуть трясет" ускорения оказываются примерно такими же или даже больше. Соответственно, какие уж тут упоминания...
К тому же высокие горы самолеты, как правило, облетают на куда большем расстоянии. Не из-за их гравитационного притяжения, а из-за быстро изменяющихся воздушных течений, которые куда сильнее действуют на самолеты, а также попросту из-за того, что такие места малонаселены.
-- 22.11.2014, 15:22 --Теперь вопрос: входят ли горы в это приближение?
Не входят. Более того, геоид нигде не отклоняется от эллипсоида вращения, описывающего общую форму Земли, более чем на сотню метров, так что картинка выше, вообще говоря, очень утрирована.