nasldfhgon, ну и запоздалая же у Вас реакция на комментарий.
Я уже не помню почему так вышло. Видимо на что-то отвлекся и забыл про эту тему и вообще этот форум. Недавно опять наткнулся и вспомнил.
Нет, совершенно не улавливаю.
Пусть T - теория. Предположим, что она непротиворечива. Теория полна если она не содержит недоказуемое утверждение такое, что его отрицание тоже недоказуемо. Мы хотим доказать полна T или нет с учетом предположения, что она непротиворечива. Долго мучаемся и ничего не выходит. Потом объявляется какой-нибудь смышленый парень и говорит: <<слушай, я только что доказал, что утверждение "теория T полна" недоказуемое равно как и утверждение "теория T не полна">>. Мы смотрим его доказательство и убеждаемся, что оно верно. Вот о такой ситуации я говорил.
Во-первых, не содержать недоказуемое утверждение может только противоречивая теория.
Извиняюсь. Я хотел сказать недоказуемое утверждение вместе с его отрицанием. Т.е. и утверждение недоказуемо и его отрицание тоже недоказуемо.
Возможно, Вы были неточны в формулировках и на самом деле хотели сказать «неразрешимое утверждение» (т. е. неопровержимое и недоказуемое).
Да, если мы одинаково понимаем, что это значит. Я понимаю под этим недоказуемое вместе со своим отрицанием утверждение. А неразрешимая теория - это теория, которая содержит неразрешимое утверждение.
Но в этом смысле проблема тоже непонятна, ибо разрешимые теории от неразрешимых обычно чётко отличимы.
Чтобы выяснить разрешима теория или нет мы должны доказать одно из утверждений: "данная теория разрешима" либо "данная теория не разрешима". Разве не может, в принципе, возникнуть ситуации, что для какой-то теории мы докажем, что оба эти утверждения недоказуемы?
Например, арифметика Пресбургера — разрешима, а примитивно-рекурсивная арифметика или и арифметика Робинсона — уже нет.
Это понятно, да, для этих теорий мы это знаем. Но разве отсюда сразу следует, что мы можем для любой теории узнать разрешима она или нет? Может существует теория для которой это нельзя узнать в принципе?
Убедительность формального доказательства основана на способности чёткого следования правилам синтаксиса, т. е. возможности распознавать символы и подставлять одни подстроки вместо других. Если человек сомневается в этом, то ему точно к психиатру.
Хорошо, допустим нам надоело вручную это делать и мы написали программу, которая способна "четко следовать правилам синтаксиса" и т.п. Но вдруг в ней ошибка? Для этого мы её хотим верифицировать. Что в этом психически ненормального?
Хотя есть доказанные компьютером теоремы, проверить которые вручную практически невозможно из-за их сложности. Некоторые математики таких доказательств не признают. Проверка кода доказывающей программы их не устраивает: они считают, что не являясь программистами, они не могут квалифицированно проверить, что в коде не напортачили.
Вот, это почти то, что я хотел сказал. Но допустим, что мы все же хотим чтобы эти некоторые математики признали эти доказательства. Для этого мы пишем программу-верификатор, которая доказывает правильность того самого данного компьютером доказательства, которое они не признают. Некоторые из этих математиков опять могут остаться недовольными: ведь теперь нужно проверить правильность программы-верификатора, что они считают не могут сделать не являясь программистами. Т.е. теперь нужно написать программу, которая проверят данную программу-верификатор. И т.д. до бесконечности.
Понимаете еще в чем дело, я грежу о ИИ (искуственно интеллекте) и о постгуманистическом мире без людей, где есть только программы. Могут ли они (интеллектуальные агенты-программы) быть полностью уверенными в правильности своих доказательств?