Провёл некоторую работу, перелопатил много материала, кое-что отобрал, изучил и теперь делюсь.
Очень хороши учебники Никольского для 5-6 класса. Там есть отдельные параграфы, посвященные решению задач определённого типа. Упор сделан на решение с помощью рассуждений, но при желании, естественно, можно и обоими способами решать. К учебникам есть методички, там тоже немало полезной информации.
Интересно ознакомиться со статьёй А. Тоома "Между детством и математикой:Текстовые задачи в математическом образовании". Там есть также список источников, которые могут вызвать интерес. Можно найти на сайте А.В. Шевкина.
Интересны также:
- статья И.В. Арнольда «Принципы отбора и составления арифметических задач» (Известия АПН РСФСР, вып. 6, 1946);
- "Арифметические записи в средней школе". Ю.О. Гурвиц и С.В. Филичев. Мне удалось загуглить в формате djvu. Третья часть статьи посвящена обсуждаемой теме.
И конечно, для развития мышления, которое необходимо для решения задач, решать нужно не только школьные, но и занимательные задачи. В частности, очень понравились книги "Тысяча и одна задача по математике" Спивака и Игнатьев "В царстве смекалки" (Текст последней лучше адаптировать для современного школьника).
Если со Спиваком сложности - на рутрекере есть записи лекций, где он сам разбирает эти задачки.
Результаты работы со всем этим материалом есть уже через полтора месяца, ребёнок начал соображать и самостоятельно думать при решении. Раньше он или впадал в ступор, либо начинал в случайной последовательности делить и умножать указанные в тексте задачи числа.
Еще присматриваюсь к книге Романовского "Арифметика помогает алгебре", но это уже для более продвинутых, как я понял:)