Цитата:
Может, это проблема не преподавания, а самой науки, самой по себе достаточно сложной? И не то, чтобы проблема, а существенная черта?
И преподавания тоже.
Для каждого студента сложность освоения программы - это наложение:
1)объективной сложности предмета
2)сложностей при собственно преподавании
3)кучи внешних факторов
Поскольку наука сама по себе сложная, надо уделять особое внимание тому, чтобы при помощи правильного преподавания свести "дополнительную сложность" к минимуму.
И это все-таки проблема, поскольку сложность любой науки - это ее недостаток, который чем-то должен "окупаться". Можно увеличивать "отдачу" - а можно снизить сложность.
Цитата:
С такими персонажами-то всё ясно, а вот в научном исследовании возникает реальная опасность переупростить предмет, получить модель, "представление", и радоваться на него - и не заметить, что в общем, от реальности он отличается чуть больше, чем совсем.
Научные исследования тоже под руководством проводятся, и я сомневаюсь, что тот же диссертационный совет, который диссертацию принимает, такие штуки вряд ли пропустит. Это даже у нас не прокатывает.
Цитата:
В общем, я далеко не о преподавании...
А я о преподавании. И это радикально меняет дело.
Курс может быть каким угодно прекрасным, полезным, серьезным - но если студентам он "не по зубам", отдача от него будет скорее отрицательная (т.к. у студентов появится отвращение к предмету). Если же курс как раз впору, то отдача будет пусть не слишком большая, но положительная.
Я наблюдала это своими глазами. На моем первом факультете в нас пихали именно ту самую "серьезную" физику и математику. В итоге народ их возненавидел и не мог ответить простейших вещей. Можно сколько угодно ругать студентов за лень и невежество, но от этого ничего не изменится.
На моем втором факультете преподаватели сильно "облегчили" курс, чтобы он стал доступен. И мы его таки осилили. Нельзя сказать, чтобы стали хорошо знать предмет - но уж всяко лучше, чем мой предыдущий курс.
К сожалению, многие и многие преподаватели не учитывают этот психологический момент. В итоге из-за этой "элитарности" интерес к науке падает и качество набора сильно падает, в итоге уровень становится совсем никаким.
Если же наука изначально подается как "доступная", то интерес возрастает и качество учеников повышается. А вот среди нормального потока можно уже выбрать сильных товарищей, которым давать тот самый серьезный уровень.