Сама по себе идея оценки по небольшой случайной выборке работоспособна. Положим, что нам надо оценить долю p людей, поддерживающих некий закон (кандидата
etc.). Выбрав случайным образом n представителей, получим (в предположении, что n велико, а p не близко ни к нулю, ни к единице), что в этой выборке число поддержавших решение будет случайной величиной, хорошо аппроксимируемой нормальным распределением (без предположений о величине n и p надо будет работать с биномиальным распределением) с матожиданием
и стандартным отклонением
. Беря "инженерный допуск в три сигмы" или даже "допуск паранойяльного инженера в пять сигм", для примера с n=150000 и p=0.60 получим M=90000 и D=189.7. То есть вместо истинного значения 60% мы получим "вилку" между 59.3% и 60.7%
Такая техника используется при контроле качества продукции.
Однако для выборов это не слишком пригодно. Прежде всего - если для принятия решения надо получить более 50%, а истинное число около 50.5%, то "вилка" получится слишком широкая, и решение принято не будет (при контроле качества предварительно исследуют долю брака и выбирают объём выборки исходя из него, здесь такое не пройдёт, для организации выборов понадобятся предварительные выборы, причём если станок от них не изменится, то мнение избирателей сместится уже
ipso facto выборов, но и просто - с течением времени) . Лица, не попавшие в выборку и придерживающиеся отличного от принятого мнения, останутся в убеждении, что их не включили умышленно (и будут протестовать). И, по-видимому, самое главное - эта выборка после выделения её в особую группу с выплатами "на изучение вопроса" уже не будет случайной и репрезентативной, хотя бы потому, что взгляды человека его доходами не то, чтобы детерминируются, но весьма сильно модулируются. А уж возможность потратить бюджет избирательной кампании не на "стрельбу по площадям", окучивая 150 миллионов, а прицельно, выясняя взгляды данного человека и подбирая убедительные для него аргументы...
Что до "голосования через Интернет" - как официальная процедура оно возможно, но потребует разрешения ряда проблем, как чисто технических (линии связи, доступ к данным, закрытый для злоумышленника и открытый для контрольных комиссий, защита от сбоев ЭВМ и пр.), но и юридических, и даже математических (в части алгоритмов шифрования поданных голосов), а как "общественная инициатива" реализуемо проще, но совершенно невалидно, поскольку будет иметь место и смещённость (как доступ к Интернету, так и желание там высказывать мнение у всех различно) и фальсификация (помнится, голосование по "Имени России" обнаружило, что организаторы его, столкнвшись с тем, что лидеры голосования для них политически неприемлемы, сперва просто "покручивали", вплоть до того, что голос, поданый за одного, засчитывался другому, потом обнулили всё и начали заново, и, наконец, назначили победителя волевым решением).