2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему
 
 преподавание физики
Сообщение12.12.2013, 06:51 


15/04/10
985
г.Москва
(Здесь я буду скромен, т к начинающий преподаватель и только пока 8-9 кл)
На раннем этапе обучения возникают противоречия между имеющимися знаниями и теми, которые надо изложить точно, на математическом уровне. Примеры из физики- мгновенная скорость, ускорение,теплоемкость см также
http://dxdy.ru/topic78250.html
В школьной физике 8-9 класса надо по-моему,больше внимания уделять свойствам жидкостей и газов.Именно здесь начинает складываться (на качественном уровне) будущее ВУЗовское понятие тензора напряжений и деформаций.
Очень ценю (если возможно) популярное описание подъемной силы крыла самолета.
В области электричества ученики мало знают о механизмах источников тока, т.е аккумуляторов, батарей и генераторов. Т.е знают только обозначения ЭДС постоянного и переменного тока, ну и внутреннее сопротивление источника.
А вообще то есть такая наука электрохимия, которая изучает механизмы появления напряжения источника тока.
В обл. квантовой механики не знаю что и сказать. Формально такой раздел в ЕГ есть. А как реально на деле? Насколько понимаю квантовая механика применяется еще и в физ.химии.
Тем более актуально дать несложные задачи на эту тему, показать применимость этого для химии

 Профиль  
                  
 
 Re: преподавание физики
Сообщение12.12.2013, 08:11 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Моё мнение простое: дать квантовую механику в школе совершенно невозможно (и по причине объёма, и по причине нехватки математики), и это в любом случае будет обман. Так что, лучше не давать. Как раздел физики. Можно дать ознакомительные сведения - примерно как сегодня знакомят с элементарными частицами - чтобы ни в коем случае не делать вид, что школьники что-то изучили и поняли. Упоминания квантовых явлений в школьной химии (с обязательными отсылками к физике!) - вполне достаточно.

Та же проблема с теорией относительности. Конечно, она попроще, и при желании её можно дать, но то, как она сейчас "даётся" - это обман. И ни для чего она в школе не нужна. (Такое впечатление, что квантовую механику и теорию относительности вставили в программу для одной цели: объяснить что-нибудь про атомную бомбу.)

Вместо этих двух разделов, хорошо бы дать глубоко и развёрнуто тему колебаний и волн. Она имеет намного большее практическое применение, и может рассматриваться как своеобразный "подготовительный мостик" к той же квантовой механике. Но разумеется, квантовая механика - малая часть того, для чего это нужно. Электрические колебания и сигналы, их электронная обработка (аналоговая и цифровая), вибрация и резонансы, звук и радиоволны, дифракция и интерференция, импульсы, ударные волны - есть много вещей, которые хорошо бы знать любому взрослому человеку, но в школе они достаются только самым любознательным. А ведь нелепость, когда человеку приходится рассуждать о модели атома Бора, но он не знает, что такое децибел. Причём ему даже не говорят, что модель Бора устарела и не соответствует действительности! К слову сказать, это совершенно ужасная шизофреническая ситуация, когда на физике про строение атома рассказывают одно, а на химии - совершенно другое, причём на химии - более правильно (!).

 Профиль  
                  
 
 Re: преподавание физики
Сообщение13.12.2013, 21:38 


15/04/10
985
г.Москва
Вот тренируюсь как дать понятия колебаний 9-класснику, который не проходил еще производной. Единственная понятная ему аналогия - движение точки по окружности. Колебания струны как всегда выручают. Струна -она струна как на качественном уровне - иллюстрация поперечных колебаний так и на уровне мат.физики - языке диф.уров. Единственная проблема- вывод формул связи параметров гармонического колебания от параметров жесткости и среды
$\omega=\sqrt{\frac{c}{m}}$ или $\omega=\sqrt{\frac{g}{L}}$
без применения производной или решения диф ура.
Все остальное - фазовая, групповая скорость, стоячие, бегущие волны,
формула скорости звука в воздухе, воде могут быть поняты в 9 классе.
Кстати почему-то скорость звука в воде в учебнике Мякишева-Буховцева обойдена вниманием
Прим. когда я работал в ИМАШе, зав.отд.виброакустики был проф.М.Д.Генкин.
(про него ходили слухи, что он не знал ,что такое производная). И за уроком я представляю, что разговариваю с ним.

 Профиль  
                  
 
 Re: преподавание физики
Сообщение13.12.2013, 23:39 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
eugrita в сообщении #800453 писал(а):
Вот тренируюсь как дать понятия колебаний 9-класснику, который не проходил еще производной.

А законы Ньютона он проходил? Можно всё дать в терминах координаты, скорости, ускорения.

Очень многие школьники не понимают, и даже не знают разницы между колебаниями и волнами. В учебниках эта разница не проговаривается.

 Профиль  
                  
 
 Re: преподавание физики
Сообщение15.12.2013, 18:15 
Заблокирован
Аватара пользователя


29/01/13

217
Существует элегантный и простой метод размерности. С помощью него, конечно же, нельзя получить ничего категорически нового, но зато, он предоставляет различные математические следствия модели, в которой вы работаете. С образовательной точки зрения он довольно прост в усвоении и может давать некоторые результаты, не прибегая к сложному аппарату.

Пример. Математический маятник отклонен на угол \alpha_0 и отпущен без начальной скорости. Исследовать зависимость периода колебаний от длины маятника.

Решение. Период колебаний T может зависеть от массы, длины нити, и ускорения свободного падения

$\tau=f(m,g,l)g(\alpha_0)$, где $g(\alpha_0)$ - безразмерная функция от начального угла ( метод размерностей не может ничего о ней сказать)

Мы будем искать решение в виде степенной функции. (Если при увеличении каждого из аргументов $x_i$ функции $f(x_1,...,x_n)$ на некоторое число $\lambda_i$ функция остается взаимооднозначной, тогда зависимость степенная).

Мы работаем в системе $L,M,T$.

$T = M^\alpha (LT^{-2})^\beta L^\gamma $

Записываем систему

$\alpha = 0$
$\beta + \gamma = 0$
$ -2\beta = 1$

Из которой следует, что $\beta = -1/2, \gamma = 1/2 ,\alpha = 0$, т.е.

$\tau = g(\alpha_0) \sqrt{\frac{l}{g}}$

В книге Б. Коган / Размерность физической величины можете найти еще множество примеров, если интересно (особенно меня удивило, что метод размерностей дает некоторые хорошие сведения о третьем законе Кеплера). В конце книги имеется доказательство, того факта, что из однозначности следует, что надо искать в виде степенной функции.

 Профиль  
                  
 
 Re: преподавание физики
Сообщение15.12.2013, 19:27 


10/02/11
6786
Соображения размерности это великая вещь. Например, из соображений размерности ясно, что площадь эллипса равна $Cab$, где $a,b$ -- полуоси эллипса, а $C$ -- число ,одинаковое для всех эллипсов. Поэтому беря в качестве эллипса окружность, находим $C=\pi$.

 Профиль  
                  
 
 Re: преподавание физики
Сообщение15.12.2013, 20:15 
Заслуженный участник


20/12/10
9062
Oleg Zubelevich в сообщении #801626 писал(а):
Например, из соображений размерности ясно, что площадь эллипса равна $Cab$, где $a,b$ -- полуоси эллипса, а $C$ -- число ,одинаковое для всех эллипсов.
Можете пояснить? Мне казалось, это очевидно потому, что эллипс --- аффинный образ окружности.

 Профиль  
                  
 
 Re: преподавание физики
Сообщение15.12.2013, 20:17 


10/02/11
6786
nnosipov в сообщении #801660 писал(а):
это очевидно потому, что эллипс --- аффинный образ окружности.

те же яйца, вид сбоку :D

 Профиль  
                  
 
 Re: преподавание физики
Сообщение15.12.2013, 20:50 
Заблокирован
Аватара пользователя


29/01/13

217
Цитата:
Мы будем искать решение в виде степенной функции. (Если при увеличении каждого из аргументов $x_i$ функции $f(x_1,...,x_n)$ на некоторое число $\lambda_i$ функция остается взаимооднозначной, тогда зависимость степенная).


Прошу прощения, "в $\lambda_i$ раз".

-- 15.12.2013, 21:39 --

Oleg Zubelevich в сообщении #801626 писал(а):
Соображения размерности это великая вещь. Например, из соображений размерности ясно, что площадь эллипса равна $Cab$, где $a,b$ -- полуоси эллипса, а $C$ -- число ,одинаковое для всех эллипсов. Поэтому беря в качестве эллипса окружность, находим $C=\pi$.


На самом деле не ясно.

Например $ S = Ca^3/b $ или $ S = Cb^3/a$ тоже подходят по размерности.

 Профиль  
                  
 
 Re: преподавание физики
Сообщение15.12.2013, 22:39 


10/02/11
6786
exitone в сообщении #801699 писал(а):
ример $ S = Ca^3/b $ или $ S = Cb^3/a$ тоже подходят по размерности.


да, это справедливо, пример был неудачный

 Профиль  
                  
 
 Re: преподавание физики
Сообщение15.12.2013, 22:46 
Заслуженный участник


02/08/11
7003
exitone в сообщении #801699 писал(а):
Например $ S = Ca^3/b $ или $ S = Cb^3/a$ тоже подходят по размерности.

Можно сделать, чтобы у $a$ и $b$ были разные размерности (вспомните те же термодинамические диаграммы, где работа - это площадь цикла). Тогда $ab$ будет единственным вариантом

-- 15.12.2013, 23:51 --

С длинами хорд при таком подходе забавная штука получается.

 Профиль  
                  
 
 Re: преподавание физики
Сообщение15.12.2013, 23:24 
Заслуженный участник


27/04/09
28128
При как $a\to0$, так и $b\to0$, площадь стремится к нулю, так что $a^3/b$, проваливающее второй случай, не прокатывает. Это всего лишь небольшая пристройка к анализу размерностей, так что можно, наверно, сказать, что он всё-таки не позволяет такое.

То же с формулой $S = C(a^2 + b^2)$ — не проходит easy cases.

Так что
Oleg Zubelevich в сообщении #801772 писал(а):
пример был неудачный
пример, по-моему, нормальный. Одиноким анализом размерностей вообще мало что можно, но ведь никто же им не ограничивает!

 Профиль  
                  
 
 Re: преподавание физики
Сообщение16.12.2013, 00:58 


15/04/10
985
г.Москва
Нет. Метод размерности боюсь здесь не пройдет.
Думаю вот так пройдет.
1)показываем что для проекции на ось у равномерного движения точки по окружности выполнено условие $a_y=-\omega ^2y$ (1)
(записав выражение центростремительного ускорения и взяв проекцию на ось y)
2)сравниваем 2 уравнения $a=-\frac{c}{m}y$ (2)
и (1). Без попыток решения с использованием производной
делаем вывод что уравнения одного вида но (1) имеет период
$T=\frac{2 \piR}{\omega}$
откуда заменой $\omega^2=\frac{c}{m}$ получим требуемое

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 13 ] 

Модераторы: Модераторы, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group