В школьных учебниках по физике 9 класса вводится как единственное понятие вязкости т.н. подвижность жидкости. При этом нет никаких количественных формул для ее оценки.
В гидродинамике и гидравлике для этого употребляются коэф-ты динамической и кинематической вязкости.
Конечно при изложении физики можно вводить качественные определения явлений, (как например в древности) ,особенно в 9 классе, когда учащиеся не знают понятие производной (равно как и понятия мгновенной скорости, ускорения и проч). Но тогда хотя бы в 10 или 11 классе когда производная уже изучена неплохо бы переформулировать изученные понятия в соответствии со стандартами.
Напомню, что теперь в школе изучаются элементы теории вероятн и матем.статистики. Т.е и понятия термодинамики типа средней внутренней энергии да и давления с т.зр.молекулярной теории объяснять видимо легче.
Раз уж разговор пошел об изложении физики в школе, приведу перл из задачника 9 кл Лукашика. (привожу по памяти).
С отплывающей от берега со скоростью 1,3 м/с лодки, масса которой вместе с человеком равна 250 кг, в горизонтальном направлении сбросили на берег груз. Чему равна масса груза, если скорость лодки увеличилась на 0,1 м/с? По моему очевидно, что здесь 2 неизвестных - масса груза и скорость броска ( движения груза относительно лодки). Чтобы понять логику автора пришлось предположить что относительная скорость груза=скорости лодки, т.е в момент броска груз как-бы висит неподвижно над водой- тогда ответ сошелся.