SomeoneВ аппаратном представлении может быть и 10. Хотя чаще контрольные биты относятся не к байту, а к группе (как уже указывали - может быть и 8 бит на 64 бита информационных), хотя вот на лентопротяжках было 9 дорожек (8 на байт, 9 контроль чётности;
(Оффтоп)
на этом я сильно накололся лет 35 тому - мне, как особо наглому студенту, предложили написать перекодировку лент с "Минск-32" в ЕС ЭВМ - само-то перекодирование я сделал, но там контроль был "до чётного" в одном и "до нечётного" в другом, и побороть восприятие всех байтов, как огромной бесперывной ошибки я не смог
)
Но это именно "железо", а не программное представление.
la1488Я верю, что Вам никогда не приходилось работать на машинах с не-байтовой организацией. Не соблаговолите ли указать, чего Вы ещё не знаете, дабы не порушить невзначай Вашей интеллектуальной невинности?
Побережный АлександрВосьмибитность байта не имеет никакого отношения к эффективности представления информации. Это всего лишь условное соглашение, компромисс между "числовыми" требованиями, адресуемым 36-48 битным "словом" (10-20 десятичных разрядов в плавающем представлении) и "буквенными", требовавшими не менее 7 бит для кодирования 26 строчных, 26 прописных букв, 10 цифр и некоторого числа знаком препинания (а для передачи в линию - ещё и служебных посылок телеграфии), что даёт более 64 знаков, так что 6 мало (хотя 6-битный TRANSCODE имел некоторое употребление, и даже 5-битный использовался, но требовал "переключения регистров" буквенный/цифровой или РУС/ЛАТ/ЦИФ), что дало 7-битный ASCII, а затем и 8-битный "расширенный ASCII"). В IBM/360 выбрали компромисс - 32 бита для чисел (что мало) и 8 бит для символов (что для США много, а для прочего мира, с кириллицей, греческим, ивритом, урду и пр. мало). Так получили 8-битный "байт" (то есть октет, байт это всё же "минимальная непосредственно адресуемая область памяти", хотя 6-битные и 9-битные байты почти вымерли).
Но к эффективности имеет отношение не условная группировка "в шеренгах по восемь", а представление минимально информационной единицы. Если она принимает

состояний, то для представления числа

надо

разрядов и

состояний, суммируя по всем элементам. Для заданного

минимум достигается при

, что, как дробное число, нереализуемо (хотя идея применить это в "разрядно-аналоговых ЭВМ" была высказана, но лишь в самом общем виде, без конкретики), однако более аккуратное рассмотрение зависимости показывает, что для нахождения целочисленного оптимума достаточно рассмотреть ближайшие значения 2 и 3, благо функция одноэкстремальна. Для

коэффициент при логарифме

равен

, для

он

вместо "оптимальнейшего" при

, равного

, то есть троичная система на 5% лучше двоичной.
Сам по себе такой выигрыш не слишком существенен, однако, если бы триггер на три состояния состоял бы из 3 транзисторов, это могло быть востребовано. В реальности же трёхсоставной элемент был реализован на магнитном усилителе, миниатюризовать который не удалось. Так интересная идея была убита скучной серой технологией. К счастью, потеря 5% не столь фатальна.